Как построить свое образование

1 Сентября 2015

В 2015 году в ТГУ начинается реализация проектов по развитию качества образования. Один из них – проект по созданию линейки кампусных курсов.

Идея кампусных курсов состоит в том, чтобы за время обучения в университете обеспечить доступ к образовательным возможностям разных факультетов и институтов. Она очень близка как студентам, так и преподавателям. Студенты благодаря кампусным курсам смогут встретиться с преподавателями, исследователями, не только работающими на разных факультетах, но и с теми, кто приезжает в наш университет на время проведения исследований и выполнения научных проектов. Преподаватели университета также заинтересованы в работе со студентами разных факультетов, в проведении занятий в группах, где собираются вместе «физики и лирики». Такие группы часто открывают особые аспекты предмета и создают возможность междисциплинарного общения, не ограниченного рамками учебной программы.

О кампусных курсах рассказывает Ольга Николаевна Калачикова – директор Центра развития качества образования.

 Когда студенты получат возможность выбирать курсы и когда начнутся занятия?

– Уже сейчас преподаватели разработали курсы и сформировали общеуниверситетский каталог. Мы планируем, что студенты начнут выбирать курсы уже сейчас, в сентябре. Возможность записаться на весенний семестр будет в декабре-феврале. Проект рассчитан на три года. А сама идея выбора курсов – это общемировая практика, более того, предусмотрена она и современными образовательными стандартами.Проект направлен на создание условий для того, чтобы освободить студента от прикрепления к курсу и учебной группе на выбранном факультете. Важно, чтобы студент имел возможность свободного перемещения в рамках вариативной части образовательной программы в пространстве всего университетского кампуса. Отсюда и название проекта – кампусные курсы.

 Какие предлагаются содержание и тематика курсов? Чем такие курсы отличаются от того, что уже есть?

– Мы предполагаем, что это могут быть курсы от работодателей, новые курсы, интересные самим преподавателям, возможно, и уже имеющиеся у преподавателей курсы, но представленные для тех студентов, которые учатся на разных факультетах. Сейчас управление происходит таким образом, что студенты, поступая в университет, сразу «упаковываются» в группу и учатся вместе все четыре курса. Все это регулируется учебным планом основной образовательной программы.

 А теперь?

– А теперь вы можете оказаться в одной группе со студентами разных факультетов. Мы стремимся к открытому и свободному движению студента по индивидуальной образовательной траектории, к свободному образовательному движению на кампусе. И это сложный организационной переход. Нам нужно отработать, как будут формироваться эти группы, как будет передаваться нагрузка преподавателю, чтобы он получил зарплату. Или наоборот, если он заявил, а его не выбрали, чтобы не получил.

Контроль передается студентам?

- Да. Студенты голосуют ногами. Они выберут и придут на лекции к тому преподавателю, который им интересен. Если не выбирают и не ходят, то это может стимулировать преподавателя изменить качество своей работы, по крайней мере заставить задуматься о том, что происходит на занятиях, что важно студентам. Это тонкий процесс. Мы понимаем, что нельзя допускать псевдодемократии, заигрывания со студентами. Чтобы отладить систему, нужна постоянная обратная связь, мониторинг образовательного заказа студентов и образовательных предложений преподавателей. В мире это очень распространено, и ТГУ сейчас на пути к мировым стандартам.

 Вы общались с представителями российских вузов, где реализуются подобные проекты? Насколько это успешно там проходит?

– Да, конечно, многие вузы работают в этом направлении, например, мы недавно были на стажировке в Высшей школе экономики в Москве. Там подобная практика реализуется уже третий год. Наши коллеги отмечают, что при возможности выбора остаются студенты, которые не выбирают и не нуждаются в свободе выбора, избегая ответственности и принятия решения за свое образование. Но примерно половина студентов активно проявляют интерес к курсам по смежным специальностям. В этом плане у нас, как мне кажется, условия гораздо лучше. Ведь Высшая школа экономики – это достаточно монопрофильный вуз, а в ТГУ у студентов есть возможность очень разнообразного выбора – от культурологии и философии до теоретической физики и генетики.Притом что по большому количеству направлений в ТГУ есть научные школы мирового уровня, оснащенные лаборатории, к нам приезжают исследователи со всего мира. И этот проект позволит не просто послушать отдельные лекции, а пройти обучение по целому курсу и поставить в документе об образовании отметку о том, какой курс был изучен во время обучения в ТГУ.

Вообще, это распространенная мировая практика. Но здесь надо учитывать особенности нашего российского образования.

 О каких именно особенностях вы говорите?

– У нас по образовательному стандарту выпускник вуза получает диплом об образовании и ему присваивается квалификация. Во многих зарубежных вузах эти функции разделены. У вас может быть диплом об образовании, но не быть квалификации. Для того чтобы вас допустили к профессиональной деятельности в рамках полученного вами образования, вам нужно получить документ о присвоении квалификации.

 Мне кажется, что наша система с большим трудом перейдет на эту вариативность как раз по этой причине...

– Да. Мы все привыкли, что образовательная программа должна гарантировать, что человеку будет присвоена квалификация. В связи с этим у многих разработчиков образовательных программ возникает беспокойство о том, как вуз сможет гарантировать полученную квалификацию, если большинство курсов студент выбирал по своему усмотрению. Особенно если говорить о программе бакалавриата как программе базовой подготовки. Российским стандартом закреплено разное соотношение обязательных и выборных курсов в программах подготовки бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов. По мере повышения ступени образования возможности для выбора должны расширяться.

 Как преподаватель исторического факультета я знаю, что в магистратуре много программ по выбору, но выбор очень маленький.

– Да, Вы как раз и указываете на проблему, на решение которой направлен наш проект!

 Какие еще преимущества может создать проект для преподавателей и студентов?

– Мы надеемся, что кампусные курсы расширят возможности мобильности преподавателей. Они смогут самостоятельно планировать время проведения своих занятий. Хотя мы предполагаем, какое количество трудностей нас ждет при решении вопроса с расписанием. Учебное управление ТГУ нам оказывает помощь и поддержку.

 Как будет оплачиваться обучение?

– Проект реализуется при поддержке Программы повышения конкурентоспособности. В первый год реализации проекта на кампусный курс смогут записаться все студенты, и те, кто обучается на платной основе, и те, кто занимает бюджетное место. Оплата преподавателей будет осуществляться отдельно по дополнительному соглашению, но при условии, что курс выбран студентами и студенты посетили занятия и выполнили задания по промежуточной и итоговой оценке результатов обучения. Это реальный вклад Программы повышения конкурентоспособности в развитие и улучшение качества образования в ТГУ. По мере реализации проекта мы должны найти и согласовать механизмы финансирования выбора студентов, сориентироваться по спросу и предложению курсов. Решить большое количество организационных и нормативно-правовых вопросов.

 Какие курсы уже есть в каталоге?

– На данный момент у нас порядка ста предложений от преподавателей разных факультетов. Я думаю, что их будет гораздо больше. Есть много интересных курсов. К примеру, «Подводные методы ведения научных исследований. Теория и практика», «Основы спортивно-оздоровительного туризма», «Инновационный менеджмент», «Налогообложение физических лиц в Российской Федерации (НДФЛ, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, декларирование доходов)», «Модели нелокальных явлений в динамике систем популяционной природы». Есть курсы на русском и иностранном языках.

Много курсов, которые не вписываются в какую-то отдельную специальность. Современные знания активно трансформируются и пересматриваются, появляются новые области, которые не укладываются в стандартные дисциплины. Именно такие предметные области исследуются в центрах научного превосходства ТГУ, где работают наши преподаватели.

 На какие курсы, по вашему мнению, будет большой спрос?

– Мы проводили предварительный опрос, многие студенты заинтересованы в углублении предметных знаний, но есть много желающих изучить курсы по экономике, юриспруденции, получить навыки, которые могут оказаться полезными в повседневной жизни. Я и сама бы с удовольствием записалась на отдельные курсы, ведь научный и образовательный потенциал нашего университета очень высок, постоянно появляется что-то новое, интересное. На целый ряд курсов будут введены ограничения, поскольку они не могут быть восприняты без предварительной научной и практической подготовки.

 Есть какие-то программы международного формата?

– У нас есть интересная междисциплинарная магистерская программа, которая объединяет физиков, медиков и биологов. Она готовится совместно с Маастрихтским университетом (Нидерланды). Наши студенты вместе с голландскими будут один год учиться в ТГУ, а следующий, также совместно, – в Маастрихте. Но это уже другой проект, который тоже реализуется в ТГУ в рамках Программы повышения конкурентоспособности.

 Вы сами будете проводить какой-то курс в рамках этого проекта?

– Да, я хочу предложить курс по современному образованию, в котором хотела вовлечь студентов в изучение тенденций развития и изменения современного образования, изучить с ними вопросы управления образовательной деятельностью в современном вузе. Ведь образование – это одновременно сфера и личных, и общественных интересов. Мне кажется, что современное образование должно изменяться в сторону расширения личного влияния человека, поиска способов участия самих людей в построении своего образования.

 Осуществляется ли подобный проект в других вузах Томска? Например, в ТПУ, ТГПУ?

– Безусловно, вопросы повышения качества образования стоят на повестке всех российских вузов. Томские вузы здесь не исключение, и политехнический университет, имеющий статус ведущего вуза, наверняка над этим работает. Вопрос в том, что каждый вуз ищет свой путь развития, и это очень хорошо! Ведь в конечном итоге выигрывает студент. Я искренне желаю успехов и нам, и другим вузам на пути совершенствования образования. Нам еще многое нужно сделать, чтобы современное образование становилось лучше. 

Анна Морозова