Робот глазами детей

23 Июля 2014

Завершился основной этап инициативного совместного исследовательского проекта по социальной робототехнике кафедры гуманитарных проблем информатики ТГУ, Массачусетского технического института и Гарвардской школы образования. Проект, выполняемый под руководством доцента кафедры ГПИ ФсФ Надежды Зильберман, направлен на выявление социокультурных различий в представлении детей о взаимодействии робота и человека.

- Проект инициативный, это значит, что он документально не закреплен, например, соглашением о сотрудничестве университетов. Он, как правило, не оплачивается грантами. По сути, это такое научное хобби, - делится Надежда Николаевна. – Идея проекта возникла спонтанно во время встречи с коллегами из американских вузов в Сколково. Оказалось, их тоже интересует, есть ли социокультурные различия в восприятии детьми роботов.

Обсудив методику, цели и задачи проекта, получив разрешение на проведение исследований, в том числе у детей и их родителей, ученые приступили к работе. Всего в исследовании приняли участие 50 ребят из России и столько же из Америки. Им было предложено заполнить анкету, нарисовать робота и написать небольшое эссе о том, как он должен выглядеть, вести себя, что делать и т.д.

- Подробности результатов исследования я пока не могу сообщить, - говорит ученый. – Отмечу только, что в восприятии роботов у русских и американских детей есть много общего, но есть и различия. Это важный факт, и вот почему: когда начнут массово производить социальных роботов, а это будет очень скоро, их нужно будет адаптировать к разным культурам, разным моделям поведения. Тогда данные нашего исследования станут востребованы – особенно разработчиками и дизайнерами.

По словам собеседницы, на восприятие роботов детьми обеих национальностей сегодня сильно влияет массовая культура. Каким образом? В наши дни необычайно популярны и всевозможные фильмы и мультфильмы, где человекоподобные машины являются главными действующими лицами.

- Но мы выявили и некоторые различия в восприятия робота у русских и американских ребятишек, - отмечает Надежда Николаевна. – Наши дети в большей степени оживляют робота, у них меньше понимания того, что это механизм, начиненный электроникой. Кроме того, русские ребятишки хотят видеть рядом с собой мобильных роботов, с которыми можно играть на улице, вне дома. Для американских детей робот прежде всего домашнее существо – он и по хозяйству поможет и телевизор вместе с ними посмотрит.

Сейчас ученые пишут статьи по результатам исследований, готовят доклады для выступления на конференциях.

- Для нас был интересен сам опыт коммуникации с иностранными коллегами, проведения совместных исследований с детьми – их не так много в области социальной робототехники, - делится Надежда Зильберман. – Сейчас нам очень важна реакция научного сообщества на представленные результаты проекта. Ведь проявленный интерес к нашей работе даст стимул расширить исследование, подать заявку на гранты.

Для справки:

По словам ученого, социальные роботы скоро прочно войдут в нашу жизнь. Появятся роботы, выполняющие сервисно-уходовые и даже образовательные функции. Например, уже сегодня подтвержден терапевтический эффект роботов в социализации детей-аутистов. Кроме того, роботы скрашивают одиночество пожилым людям, следят за их здоровьем и, тем самым, продлевают им жизнь.