Делегация Университета Маастрихта

6 Ноября 2015

2-6 ноября в Томском государственном университете работает делегация Университета Маастрихта (Голландия). Основная цель визита – трансфер проблемно-ориентированного обучения – PBL-технологий (Problem-based Learning) – в образовательную практику ТГУ. Голландские эксперты проводят модельные занятия (тьюториалы) для студентов и сотрудников университета, а также обследование ряда факультетов, чтобы определить степень организационной готовности. Марлике Бауманс, ответственная за диагностическую работу в делегации Университета Маастрихта, рассказала о своих первых впечатлениях от ТГУ и перспективах внедрения PBL-технологий.

 – Мы занимаемся внедрением обучения, в центре которого находятся студенты, по всему миру, и PBL – только его часть, – говорит Марлике. – PBL – это просто общий метод, подход, который основан на различных теориях о том, что стоит за обучением в принципе. Было проведено множество исследований о том, как люди учатся, и эти исследования показывают, что очень важно активировать свои предварительные знания –  pre-knowledge, чтобы ты мог связать новую информацию с тем, что ты уже знаешь, а через сотрудничество ты всегда можешь научиться большему. Это только некоторые из основополагающих принципов, которые мы используем в PBL. Именно поэтому как метод обучения, это подходит, например, как для медицины, так и для физики. Это просто о самом обучении, а учиться ты должен на любой специальности, поэтому, я думаю, это и подходит ко всему.

По словам голландского эксперта, на каждом из факультетов ТГУ, на которых проводилась диагностическая работа, как выяснилось, уже внедрены некоторые элементы проблемно-ориентированного обучения. Особенно ярко это проявляется в обучении на магистерских программах, где преподаватели активнее экспериментируют с новыми формами работы со студентами. Кроме того, во многих лабораториях студенты совместно ищут решение реальных кейсов от предприятий, и это одновременно является частью образовательного процесса. Однако нигде проблемно-ориентированное обучение пока не реализовано полностью, хотя неплохая база для этого уже имеется.

 – Я думаю, что ТГУ здесь сталкивается с теми же трудностями, как и другие университеты, с которыми мы начинаем с самого начала. Взять, например, учебные аудитории: парты у вас расположены в ряд, так, что все внимание направлено на учителя и на доску. Но если вы правда хотите взаимодействовать, так не должно быть: нужно видеть друг друга, говорить друг с другом. Казалось бы, чисто практический момент, но это очень важно, чтобы действительно могла возникнуть дискуссия, – подчеркивает Марлике. – Я думаю, что ТГУ действительно имеет большой потенциал в том, чтобы сделать студента центром образовательной системы. Здесь есть и достаточное количество мотивированных преподавателей. У меня уже есть идеи, как мы могли бы работать с этим, но окончательные планы мы будем обсуждать завтра, на встрече с руководством университета.

По итогам визита делегации Университета Маастрихта будет разработан план по внедрению PBL-технологий в ТГУ на ближайшие месяцы. Полностью дорожную карту по внедрению технологий проблемно ориентированного обучения в Томском государственном университете планируется представить в апреле 2016 года.