Проблемно-ориентированное обучение

9 Ноября 2015

Всю прошлую неделю в университете работала делегация Университета Маастрихта (Голландия) под руководством профессора Германа Кингмы, заведующего лабораторией ТГУ «Моделирование физических процессов в биологии и медицине». Основной целью визита было обсуждение вопросов по трансферу проблемно-ориентированного обучения – PBL-технологий (Problem-based Learning) – в образовательную практику ТГУ.

Проблемно-ориентированное обучение отличается смещением акцента обучения с преподавателя на студента. Также к его характеристикам можно отнести ориентацию на личность, организацию процесса обучения вокруг проблемы и направленность на работу в небольших группах, где преподаватель выступает в качестве посредника.

Во время визита делегации Университета Маастрихта более 40 преподавателей ТГУ смогли принять участие в модельных занятиях – тьюториалах. Занятия прошли на английском языке в форме дискуссий и анализа практических кейсов.  В это же время состоялось обследование ряда факультетов для оценки имеющихся организационно-управленческих условий для внедрения PBL-технологий.

mgrbvpxb.jpg

 –  С обеих сторон была проделана большая работа, – подчеркнул Герман Кингма. – Полный отчет по проведенной диагностике мы предоставим в течение ближайших двух недель, однако в целом наш совет сводится к тому, чтобы начать внедрение проблемно-ориентированного обучения с нескольких площадок. В частности, мы предлагаем в качестве опорных площадок факультет психологии, поскольку там наблюдается наибольшее количество сотрудников, готовых развиваться в этом направлении, и физический факультет, где реализуется совместная с Университетом Маастрихта программа двойных дипломов. Наша совместная магистерская программа уже организована в плане курсов так, что это способствует внедрению проблемно-ориентированного обучения. Она будет соответствующим образом переработана уже в следующем году.

– Если мы определяем факультет психологии и физический факультет как два несущих столпа, фактически, это означает, что постепенно они будут полностью перестраиваться – по учебным планам, по расписанию и так далее, – подчеркнул проректор по учебной работе ТГУ Виктор Демин.

Заинтересованных преподавателей с других факультетов предполагается приглашать на небольшие стажировки в Университете Маастрихта, а также на прохождение специально разработанного онлайн-курса. Кроме того, в университете, возможно, также появится Центр компетенций в области PBL-технологий, который будет способствовать распространению этой образовательной практики на весь университет.

Напомним, дорожную карту по внедрению технологий проблемно-ориентированного обучения в Томском государственном университете планируется полностью разработать к апрелю 2016 года.


Для справки:

Университет Маастрихта специализируется на медицине и входит в мировой ТОП-100 рейтинга QS. В мае 2013 года один из лучших голландских вузов и ТГУ заключили соглашение о сотрудничестве. В ТГУ была открыта лаборатория мирового уровня «Моделирование физических процессов в биологии и медицине». Она объединяет ресурсы Университета Маастрихта, прежде всего его уникальные исследовательские и диагностические установки (комплекс Maastricht Brain Imaging Center) и суперкомпьютерный информационно-вычислительный комплекс ТГУ, позволяющий производить самые «тяжелые» вычисления и оперировать огромной базой данных. В рамках сотрудничества университетов также реализуется уникальная международная программа двойных дипломов «Физические методы и информационные технологии в биомедицине».