Лекция «Большие данные в социальных сетях».

2 Декабря 2015

Известный российский специалист в области искусственного интеллекта и создания программного обеспечения Игорь Ашманов посетил Томский государственный университет с рабочим визитом. Он познакомился с вычислительным кластером СКИФ Cyberia ТГУ после чего выступил перед сотрудниками университета с лекцией «Большие данные в социальных сетях».

Основной темой лекции стала актуальная проблема медиа-безопасности. Докладчик отметил, что соцсети, которые поначалу были «местом встречи», уже давно используются для многих других целей. В частности, для сбора информации о пользователях всевозможными структурами, начиная от маркетинговых агентств и коллекторских контор до спецслужб.

– В социальных медиа размещается огромное количество информации, при этом никого не беспокоит приватность, – говорит Игорь Ашманов. – Грамотный анализ аккаунтов позволяет узнать о пользователе гораздо больше, чем он может себе представить. Многие уверены, что после удаления аккаунта вся информация удаляется. Это большое заблуждение. Все, что было размещено, сохраняется, просто перестает быть видимым для внешних пользователей и бывшего владельца. Как только человек станет более-менее известным, его прошлое «всплывет». Причем, в самый неподходящий момент.

577A6939 - 2.jpgОсновной темой лекции стала актуальная проблема медиа-безопасности. Социальные сети, в которых «живут» десятки миллионов людей, весьма активно используются для решения разных политических задач. На примере данных, полученных с использованием системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум» (создана компанией «Ашманов и Партнеры»), разработчик продемонстрировал механизмы влияния на общественное мнение. В частности, показал, как политические группы воздействовали в сетях на потенциальных избирателей во время предвыборной кампании на пост мэра Москвы в 2013 году и каким образом была организована информационная атака на один из крупнейших банков страны. По окончании лекции Игорь Ашманов ответил на вопросы слушателей.

Добавим, что визит его в Томский государственный университет связан с началом сотрудничества. При участии одного из наиболее известных программистов страны будет создана новая междисциплинарная лаборатория экспериментальных методов и анализа больших данных в общественных и когнитивных науках. На основе теории игр ученые будут изучать поведенческие механизмы (в частности, процесс принятия решений), а также анализировать данные социальных сетей для отслеживания этих механизмов в реальном времени.

Научным руководителем новой лаборатории станет вице-президент по академическим вопросам Skolkovo Tech, профессор Орегонского университета Михаил Мягков.


Для справки:

Игорь Ашманов – российский специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. 

С 1987 года занимался проектом системы правописания «Орфо», которая позже вошла состав русской версии Microsoft Office. В 1999 годуперешёл в компанию «Рамблер» на должность директора по разработке и исследованиям, а позднее занял пост исполнительного директора. В 2001 году создал компанию «Ашманов и Партнеры». Наиболее известный продукт компании — антиспам-фильтр «Спамтест», используемый такими компаниями, как Mail.Ru, «РосБизнесКонсалтинг», «РТКомм.РУ», «РТС», «CBOSS» и сотовыми операторами. Позднее технология «Спамтеста» стала основой фильтра «Антиспам Касперского».