Кооперация вуза и академии

2 Сентября 2014

Томский госуниверситет и институт физики прочности и материаловедения СО РАН сотрудничают на протяжении уже почти тридцати лет. В результате совместной работы сотрудникам ведомств удалось заняться решением крупных научных проблем, таких как создание новых материалов для ядерных реакторов и когнитивные исследования в области космоса.

Поиск материалов для новых поколений реакторов и реакторов, основанных на термоядерном синтезе, ведется в лаборатории физики структурных превращений ИФПМ СО РАН, заведующим которой является профессор Александр Тюменцев. Эта лаборатория была основана совместно с ТГУ пятнадцать лет назад.

– Мы ведем поиск новых материалов для новых поколений реакторов, в том числе на основе ванадия, то есть уходим от стали, – рассказывает директор института физики прочности и материаловедения Сергей Псахье. – Эта проблема крайне важна. Всем известный «БРЕСТ» будет запущен еще на старых материалах, хотя работать будет по новым технологиям. Новые материалы сейчас разрабатываются. Направление крайне актуально.

Еще одна тема совместных исследований появилась в начале этого года, когда в ТГУ была создана лаборатория, посвященная когнитивным исследованиям в области космоса. Ученые этой лаборатории вырабатывают новые механизмы регуляции деятельности космонавтов в экстремальных ситуациях.

– Мы создаем специальные тренажеры, привлекли к исследованиям коллег из Гарварда, – поясняет ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Предполагаем, что в следующем году сделаем презентацию этого проекта в ведущих американских университетах и в НАСА.

Сергей Псахье и Эдуард Галажинский подчеркивают, что реализация этих проектов возможна благодаря взаимодействию академического института и университета, что позволяет добиться синергетического эффекта. Самостоятельно ведомства не смогли бы провести такие крупные исследования.

– Не прекращаются дискуссии о моделях организации науки в мире, – отмечает Эдуард Галажинский. – Не секрет, что и академия переживает не лучшие времена, есть рассуждения, как должна развиваться наука: либо в академическом секторе, либо переходить в вузовский сектор. Мы демонстрируем позитивный пример кооперации. Есть академические институты, есть университеты, но есть и общее научное пространство.