Научно-методический семинар

21 Декабря 2015

Артем Викторович Фещенко, Вячеслав Сергеевич Заседатель, Всеволод Андреевич Сербин, сотрудники отдела информационных ресурсов и технологий ИДО, представили результаты исследований по возможностям технологий виртуальной реальности на примере платформы vAcademia, технологиям дополненной реальности и 3D в образовании.

Платформа vAcademia была представлена разработчиком Томскому государственному университету в базовой версии и инсталлирована на виртуальном сервере центра обработки данных ТГУ. На базовой версии платформы было проведено исследование целесообразности использования  технологии виртуальной реальности  во внутрикампусном обучении. vAcademia рассматривалась как дополнительный инструмент электронного обучения к уже используемым Moodle, Adobe Connect и других облачных сервисов (ментальные карты, ленты времени и пр.). Цель исследования – оценка возможностей интеграции vAcademia в электронную информационно образовательную среду (ЭИОС) ТГУ, для повышения качества электронного обучения.

В процессе исследования были разработаны методические рекомендации для преподавателей по использованию vAcademia в учебном процессе. В результате апробации данной технологии и исследования ее возможностей были выявлены как достоинства, так и недостатки данной платформы, в частности, 80% участников опроса о необходимости использования преподавателем vAcademia для обучения студентов дали отрицательный ответ. Большая часть преподавателей считает такую форму обучения менее эффективной, чем формы традиционного образования.

Исследование технологий дополненной реальности было реализовано в двух направлениях: в качестве презентаций и мастер-классов для преподавателей и на занятиях для магистрантов в рамках курсов “Культура и технологии визуализации” и “Компьютерные технологии в науке и образовании”. Для сотрудников университета было проведено два мероприятия: презентация возможностей Google Glass2 и мастер-класс по работе с сервисами дополненной реальности и мобильными устройствами. Google Glass является достаточно спорной технологией для использования в образовательных практиках. Зарубежный опыт использования Google Glass в образовании не может быть охарактеризован как исключительно положительный. Опыт презентации возможностей Google Glass в ТГУ показал незаинтересованность со стороны преподавателей и скепсис со стороны студенческой аудитории. В настоящее время использование Google Glass в обучении студентов в ТГУ не представляется целесообразным из-за высокой стоимости устройства, сложной процедуры покупки, технической несовершенности, отсутствия полезных образовательных приложений и высокой степени трудоемкости разработки собственного программного обеспечения. Альтернативная технология дополненной реальности, реализуемая при помощи мобильных устройств и онлайн-сервисов, является более перспективной для применения в вузе. Главными положительными чертами этих технологий является более низкий порог вхождения и сравнительно низкие требования к материальным ресурсам университета и учащихся. В ТГУ изучение некоторых представленных в исследовании инструментов («LayAR» и «Augment») уже предлагается преподавательскому составу в рамках программ повышения квалификации и внедряется в образовательные практики.

В рамках проведенного исследования по технологиям 3D были определены этапы, необходимые для внедрения технологии 3D-печати в образовательный процесс и развитие у преподавателей необходимых компетенций по его применению для разработки ими собственных образовательных методик. Исследование показало, что на сегодняшний момент существует большой выбор технологий и используемых материалов, из которых можно получать готовые объекты различного назначения в зависимости от поставленных целей. Несмотря на специфику 3D-печати и частые ассоциации ее с инженерными разработками, следует отметить, что данная технология имеет на сегодняшний день очень большой потенциал и позволяет решать широкий спектр образовательных задач. Следует отметить необходимость подробного знакомства с технологиями 3D-прототипирования для преподавателей, проявивших интерес и желающих включить их в свой образовательный план, в виде краткосрочных практико-ориентированных программ повышения квалификации на базе вуза. Подобная программа в настоящий момент разрабатывается и готовится к апробации в ТГУ.

Специалисты института обсудили роль исследуемых технологий виртуальной в системе высшего образования, основные выводы, которые удалось отметить в результате проведенных исследований, а также необходимость проведения дальнейших исследований технологий виртуальной реальности в образовании, перспективы их использования в университете.