Создание университетских структур нового типа как требование времени

18 Января 2016

1 часть.

Университет – один из самых устойчивых социальных институтов, известных человечеству. Многое возникает и исчезает, а университет был, есть и будет. В чем причина такой удивительной выживаемости? Думается, в его изначальной двойственной сущности. Являясь по определению средоточием интеллекта и творческой мысли, университет, с одной стороны, это суперадаптивная структура, способная приспосабливаться к любым изменениям внешней среды и учить этому других. С другой, он сам является одним из важнейших факторов изменений: общественно-политических, экономических, культурных. Участвуя в процессах великих перемен, университет не может не меняться сам. Современная ситуация, характеризующаяся системными кризисами почти во всех сферах жизни общества, требует от университета принципиально новых подходов к организации структуры его деятельности.

Для ТГУ одним из таких подходов стало решение о создании экономико-управленческой школы мирового класса совместно с Корпоративным университетом Сбербанка России. Именно этому событию и была посвящена пресс-конференция в медиацентре РИА Томск, которая состоялась в последней декаде декабря. В ней, кроме меня, приняли участие ректор АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» Валерий Катькало и проректор по учебной работе ТГУ Виктор Дёмин. Разговор был обстоятельным и затронул многие вопросы, которые, как мне кажется, могут быть интересны всем, кто вовлечен в процессы трансформации образовательных систем. Поэтому я предлагаю читателям рубрики познакомиться с наиболее содержательными фрагментами стенограммы этой пресс-конференции.

Эдуард Галажинский:

– Главная мысль, озвучиваемая сегодня, заключается в том, что Томский госуниверситет начинает создавать стратегические академические единицы, которые должны стать настоящими драйверами развития университета. Это структурно укрупненные кластеры, формирующие образование нового уровня. К таковым относится и Школа экономики и управления мирового класса – наш совместный проект с Корпоративным университетом Сбербанка (КУ СБ). Создать такую школу только силами одного университета очень сложно. Нужны компетенции и возможности сильного партнера – лидера на рынке российского бизнес-образования и экономики. Решение о переформатировании экономико-управленческого образования в университете мы приняли еще два месяца назад. Начало этому процессу положило открытие научно-образовательного центра (как основы кластера), в который вошли экономический факультет, международный факультет управления и высшая школа бизнеса ТГУ. Его аффилированными членами стали некоторые кафедры факультета прикладной математики и кибернетики, а также факультета психологии и Института биологии. В общем, получилось такое большое междисциплинарное объединение: Институт экономики и управления, призванный создать новое качество образования.

Валерий Катькало:

– Наше сотрудничество и интерес к этому проекту обусловлены тем, что здесь мы тоже имеем дело с сильным партнером. Как вы знаете, ТГУ сегодня – это один из лидеров российского образования, что, кроме всего прочего, подтверждено и его победой в конкурсе на вхождение в программу «5-100». И мы внимательно наблюдаем за прогрессом, совершенно очевидно имеющим место в Томском госуниверситете. Мы знаем, что по темпам и эффективности использования возможностей, предоставляемых участием в программе «5-100», ТГУ сегодня является одним из явных лидеров. Сбербанк, в свою очередь, – это не просто одна из системообразующих компаний в нашей стране. В 2013 году мы приняли новую пятилетнюю стратегию развития СБ, в соответствии с которой впервые для всего отечественного бизнеса была сформулирована амбициозная задача: превратить СБ в рулевую модель крупной российской несырьевой компании с сильной международной конкурентной позицией. Эти две амбициозные цели, которые поставили перед собой ТГУ и Сбербанк (стать одним из лучших университетов мира и быть на переднем крае современных экономических и управленческих знаний), конечно, нас сближают.

2 Катькало_.jpg

Мы верим в то, что обеспечить настоящую конкурентоспособность может только приоритет инвестиций в новые технологии и в человеческий капитал. Осознание этого привело нас к созданию в 2012 году в структуре Сбербанка своего Корпоративного университета. Этот проект пока не имеет аналогов в российском бизнесе. Нашей целью является обучение посредством программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки 35 тысяч менеджеров, работающих в системе СБ. Мы ориентируемся на самые высокие международные профессиональные стандарты, работая с передовыми зарубежными бизнес-школами. Такими, например, как Стэндфордская школа и Лондонская школа бизнеса. В портфеле наших программ более 50 ключевых образовательных продуктов.

3 корпор унт СБ.jpg

Наше сотрудничество с ТГУ в том проекте, о котором сегодня идет речь, началось ещё полтора года назад, когда мы по просьбе руководства ТГУ организовали программу повышения квалификации для преподавателей и руководителей тех подразделений, о которых сказал Эдуард Владимирович. Наверное, обращение к нам было связано и с тем, что в штате Корпоративного университета есть целый ряд профессионалов, работавших до этого в ведущих российских бизнес-школах. Прежде всего, в высшей школе менеджмента в СПбГУ, которая в настоящее время является единственной российской школой, вошедшей в рейтинг Times Higher Education и занявшей там 46-е место. Вместе с руководством ТГУ мы хотим не только соответствовать мировым образовательным стандартам, но и в чем-то делать их еще выше, создавая лучшие практики здесь, в России.

Татьяна Свинцова, модератор пресс-конференции:

– Как технологически будет осуществляться это сотрудничество двух университетов? Когда эти новые образовательные технологии почувствуют на себе студенты?

4 Демин.jpg

Виктор Дёмин:

– Я думаю, что почувствуют уже сейчас, потому что мы практически уже договорились о трехэтапной модели взаимодействия. На первом этапе мы попытаемся понять, что мы имеем и как двигаться к тому, на что претендуем. На втором этапе мы непосредственно создадим экономико-управленческую школу с полным портфелем образовательных программ. На третьем – обеспечим их сопровождение. Я думаю, что на всех трех этапах мы, конечно, будем плотно сотрудничать, и мы об этом уже договорились. Что касается самих образовательных программ, то здесь, как и во всей образовательной политике, мы ставим во главу угла их международную аккредитацию. Программы должны соответствовать международным профессиональным и образовательным стандартам и быть эффективными и востребованными и у работодателей, и у тех, кто будет обучаться. И понятно, что здесь мы будем договариваться, какие из уже существующих программ можно выбрать, а какие необходимо создать заново.

5 ЭВ_Галажинский_.jpg

Эдуард Галажинский:

– Сегодня мы анонсируем старт этого проекта. Его началом стал масштабный аудит потенциала экономического факультета ТГУ по формату международной аккредитации: идут собеседования со студентами, преподавателями, аспирантами, работодателями. Экономический факультет ТГУ – это почти 100 лет истории. Долгое время он был ведущим за Уралом объединением специалистов по экономике. Но сегодня, когда очень быстро и кардинально меняются профессиональные стандарты, не говоря уже о самой экономике и управлении, необходимо столь же быстро уметь перестраивать и образовательный процесс. Мы планируем завершить разработку программ уже к апрелю 2016 года.

Валерий Катькало:

– Мне кажется исключительно важным то, что сейчас сказал Эдуард Владимирович. Действительно, с одной стороны, мы должны держать ориентир на повышение международной конкурентоспособности российской экономики. Это для нас очевидная цель. С другой, мы должны помнить традиции, которые есть, в том числе в Томском госуниверситете. В начале ХХ века здесь был лучший центр университетского экономического образования Сибири и Дальнего Востока. В это время Россия не только ни в чем не уступала передовым странам, но в чем-то находилась буквально на переднем крае становления коммерческого, как оно тогда называлось, образования. Тогда коммерческие школы в Москве и Петербурге создавались абсолютно по тем же моделям и в те же годы, что и во всех европейских странах и в США. Но по известным причинам этот процесс был прерван на долгие десятилетия. И только в 90-х годах прошлого века традиция бизнес-управленческого образования в нашей стране стала отстраиваться заново.

6 ТГУ.jpg

Поэтому сегодня так важно помнить о когда-то флагманском позиционировании Томского государственного университета в этой сфере высшего образования. Наверняка такая «ДНК» Томского госуниверситета ещё сохранилась. Раз мы об этом сегодня помним, то, скорее всего, так и есть. Но есть еще один важный фактор, который необходимо учитывать. Это кардинальные сдвиги, происходящие сегодня в мировой экономике и в социальных процессах в целом. Приведу здесь только один аргумент. При разработке новой стратегии Сбербанка мы задали себе вопрос, каким мы хотели бы видеть наш крупнейший российский банк через определенное количество лет. И мы решили, что это будет уже не банк, а мощная IT-компания с банковской лицензией. Это действительно очень емкое описание того, куда сегодня идет индустрия финансовых услуг в мире. И наша задача – использовать это понимание для создания современных программ подготовки экономистов и профессиональных менеджеров самого разного уровня: бакалавриата, магистратуры, программ MBA, профессиональной переподготовки. Конечно, это должно подкрепляться совершенно новым уровнем организации и результативности научных исследований в этой области. Иными словами, задачи очевидны. Есть очень хорошие исторические корни, но есть и стремительный темп нашего времени, от которого нельзя отстать.

7 система обучения СБ.jpg

Эдуард Галажинский:

– В этой логике экономист сегодня – не просто экономист. Это, по сути, человек, способный программировать и использовать различные коды в этом процессе; уметь строить математические модели, используя самый современный математический аппарат. Это совсем другие профессиональные экономические и управленческие компетенции.

Татьяна Свинцова:

– Валерий Сергеевич, вы упомянули, что у вас 35 тысяч слушателей Корпоративного университета Сбербанка. Не секрет, что Россия большая. Ваш же Корпоративный университет находится в Москве. Ехать к вам учиться очень далеко и поэтому дорого. Планируете ли вы создавать структуру на базе ТГУ не только по подготовке кадров для российской экономики вообще, но и как один из базовых центров по подготовке сотрудников Сбербанка?

8 банкиры учатся 2.jpg

Валерий Катькало:

– Действительно, в системе Сбербанка работает около 300 тысяч человек. Из них 35 тысяч – на управленческих позициях. И вы абсолютно правы: мы имеем уникальное покрытие всей страны не только нашими отделениями, но и территориальными банками. Здесь, где мы находимся, тоже работает наш Сибирский территориальный банк. Это наше головное отделение по Томской области. В Корпоративном университете мы, естественно, ориентированы на постоянное системное повышение квалификации всех 35 тысяч менеджеров. Мы это делаем с помощью трех основных образовательных каналов. У нас есть очень современный, открытый ровно год назад, кампус мирового класса в Подмосковье. Но и в каждом территориальном банке есть свои учебные площадки.

9 виртуальная школа СБ.jpg

Мы имеем свой внутренний портал – виртуальную школу Корпоративного университета СБ. Но даже всего этого сегодня уже недостаточно. Необходимо сочетание очного, дистанционного обучения и электронных курсов. Это своеобразный механизм самообразования всех сотрудников на банковских управленческих позициях по нашим стандартам, в соответствии с нашими бизнес-моделями, процессами и нашей стратегией. Но вы абсолютно правы, задавая вопрос и про наш интерес в результативности этого проекта, о котором сообщил Эдуард Владимирович. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы в стране и за пределами Москвы и Петербурга создавались центры экономического и управленческого образования мирового класса. Это объясняется очень просто. Мы работаем по всей стране, это часть нашей миссии и нашей ДНК как Сберегательного банка всей страны. И мы верим в то, что проект с такой сильной командой лидеров, как ТГУ, имеет очень высокие шансы стать успешным. И если эти шансы реализуются, то тогда мы будем в еще большей мере рассматривать ТГУ как источник кадров. И не только для томского головного отделения Сбербанка и Сибирского территориального банка. Конечно, мы хотели бы, чтобы наша будущая Школа экономики и управления стала одним из ключевых российских центров подготовки профессионалов в этих сферах.

10 менеджеры СБ учатся.jpg

Продолжение следует.

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор