Создание университетских структур нового типа как требование времени_2

1 Февраля 2016

Предлагаем вниманию читателей рубрики заключительную часть стенограммы пресс-конференции, состоявшейся в конце декабря в медиацентре РИА Томск, посвященной совместному проекту ТГУ и Корпоративного университета Сбербанка РФ по созданию экономико-управленческой школы мирового класса.

фото 1.jpg

Эдуард Галажинский:

– Запуск образовательных программ, разработанных вместе с нашим партнером – Корпоративным университетом Сбербанка РФ, мы планируем с сентября 2016 года. Но уже к апрелю мы должны определиться с целевой моделью и целевыми аудиториями. Сегодня Валерий Сергеевич Катькало рассказал нам о том, как Корпоративный университет эффективно работает внутри самого Сбербанка. Я бы хотел отметить успешность такой формы образовательных услуг в принципе.

Сформировался устойчивый спрос на услуги корпоративных университетов со стороны крупных компаний и государственных структур, в том числе и на территории Сибири и Дальнего Востока. Включившись в систему корпоративного образования, наш университет также может обеспечить высокое качество образовательного продукта для такой целевой аудитории. И это может стать предметом переговоров с компаниями и структурами, заинтересованными не только в создании новых дополнительных программ, но и в модернизации базового высшего образования – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры.

Вторая целевая группа – это инновационный бизнес. Для нас это тоже очень важная тема, поскольку томский регион является лидером среди территорий, ориентированных на развитие инновационного сегмента экономики, что нашло отражение в проекте «ИНО Томск-2020», утверждённом Правительством РФ. Здесь много глобально ориентированных компаний, которым нужны проектные менеджеры и управленцы нового уровня, конкурентоспособные, международного класса.

Третья целевая группа – это зарубежные студенты. Прежде всего, из стран Евразийского экономического союза – Казахстана, Беларуси, Армении. Но мы планируем в рамках сетевого университета БРИКС работать и с дальним зарубежьем: Индией, Китаем, а также с Юго-Восточной и Центральной Азией. Эти страны и регионы испытывают большой дефицит в специалистах с экономическим и управленческим образованием, и мы могли бы занять эту нишу.

5 ЭВ_Галажинский_.jpg

Относительно специфики самой образовательной программы я бы хотел сказать следующее. Мы видим её не как некое суммарное объединение уже существующих программ, а как системную меж- и трансдисциплинарную интеграцию для качественного иного эффекта. Она предполагает кратное увеличение доли математики в таких её направлениях, как страховая математика, математика случайных процессов, теория вероятностей и т.д. И Томский госуниверситет, имея мощные фундаментальные математические школы, может это обеспечить. Программа, безусловно, будет включать и блок «компьютер-сайнс» («computer science»).

Создание Института компьютерных наук – это цель еще одного интеграционного процесса в ТГУ. В каких-то точках эти два процесса (по созданию Школы экономики и управления мирового класса и Института компьютерных наук) будут пересекаться, поскольку, как уже говорил Валерий Сергеевич, современный банк является настоящей IT-компанией. Компетенции в этой области – это анализ больших данных, нейромаркетинг, работа в социальных сетях и другие сложнейшие умения.

Будет усиление англоязычной составляющей образовательной программы. Причем, не только за счет курсов английского языка, но и специальных дисциплин на английском языке. По сути, мы начинаем готовить профессионалов будущего. Это даст и положительный экономический эффект для университета. Если говорить приблизительно, то сегодня общий доход ТГУ от внебюджетных структур данных направлений составляет около 150 млн рублей в год. Через 3 года мы планируем довести его до полумиллиарда.

2 Катькало_.jpg

Валерий Катькало:

– Я бы хотел усилить два акцента. У нас при любом обсуждении в отечественных СМИ вопросов экономического и управленческого образования в РФ всегда говорится о массовости этого сегмента российской высшей школы и тотальном перепроизводстве экономистов и менеджеров. На таком фоне может показаться довольно странным намерение руководства ТГУ  усилить именно эти направления в университете. Я бы хотел подчеркнуть, что на самом деле нет никакого парадокса. Если внимательно посмотреть на то, что сегодня реально происходит в этой части российской высшей школы, то мы неизбежно придем к выводу, что никакого перепроизводства нет. Более того, есть очень сильное недопроизводство экономистов и менеджеров, конкурентоспособных в международном плане. Легионы плохо учившихся, но всё-таки получивших дипломы людей дискредитируют эти направления университетского образования. В стране очень мало вузов, в которых экономическое и управленческое образование осуществляется на уровне международных стандартов. Это был мой первый акцент.

Теперь второй: когда Эдуард Владимирович говорит, что будет и увеличение внебюджетных доходов от развития этих программ, я бы хотел подчеркнуть, что речь идет не просто о наращивании внебюджетных доходов университета. Такой рост, на самом деле, говорит о существовании высокой внешней оценки качества этих программ. Мы в нашей стране в 1990-х годах уже прошли всплеск хаотичного ажиотажного спроса на самые элементарные экономические и управленческие знания. Сейчас рынок изменился кардинально.

Я приведу один простой, хорошо известный и статистически легко прослеживаемый факт: независимо ни от каких кризисов в стране и мире, никаких особых бед и трудностей ведущие российские бизнес-школы, имеющие самые дорогостоящие программы MBA, сегодня не испытывают! В то же время, те бизнес-школы, которые никогда не могли создавать программы высокого уровня (а, значит, дорогостоящие), «вымываются» с образовательного рынка. Кстати, это не только российский феномен, но и мировой. И если посмотреть еще на шаг вперед, то мы увидим, что финансовые основы современной экономики высшего образования, особенно по обозначенным направлениям, предполагают не только оплату стоимости обучения, но и долгосрочные системные экономические взаимодействия через эндаумент-фонды, через создание именных профессорских позиций и так далее. И это не «расходы на людей», а серьезные инвестиции, которые должны принести отдачу и для корпорации. Но для этого должно быть взаимное доверие, основывающееся на уверенности в том, что университет вместе с партнером-корпорацией способен создавать образовательные продукты действительно высокого международного качества.

фото 4.jpg

Эдуард Галажинский:

– Спасибо за ваш комментарий. Он важен для того, чтобы быть правильно понятым. Я хочу констатировать, что у нас именно такое – взаимодополняющее – партнерство. Команда Валерия Сергеевича – это тоже команда университетская, так как он создал бизнес-школу в Санкт-Петербургском госуниверситете, который очень похож на Томский госуниверситет. Это люди, хорошо чувствующие высокую академическую культуру и способные её обеспечить. Мы видим, как Сбербанк изменился за последние несколько лет, превратившись действительно в один из самых передовых банков. Это, конечно, выдающееся достижение, в которое свой весомый вклад внёс и Корпоративный университет СБ РФ. И с этой точки зрения нас очень вдохновляет  сотрудничество с ним.

Татьяна Свинцова:

– Раз уж мы затронули финансы: один из слоганов бизнес-школы ТГУ – «У нас учиться дешевле, чем у жизни». Насколько «дешевле» будет у вас учиться, учитывая мощности Сбербанка, которые вы теперь привлекаете?

Эдуард Галажинский:

– Конечно, реализация такого проекта, как Школа экономики и управления мирового класса, дело не дешёвое. Думаю, что осуществляться оно будет, прежде всего, за счет средств университета и программы развития. И если на следующем этапе этой программы ТГУ успешно защитит свою дорожную карту, то будут дополнительные возможности для инвестиций в этот проект. По нашим оценкам, чтобы он успешно стартовал, нужно только на ближайшие годы минимум 200 миллионов рублей. Ведь необходимо привлечь высококвалифицированные зарубежные и отечественные кадры, сформировать программу и так далее.

Татьяна Свинцова:

– Предполагаются ли какие-то инфраструктурные изменения?

фото 5.jpg

Эдуард Галажинский:

– Да, это тоже важный вопрос. Мы понимаем, что новые задачи решать в старых стенах нельзя, поэтому сегодня университет ищет земельный участок, чтобы строить Школу экономики и управления. Думаю, что к апрелю уже будет её эскизный проект, и станет понятно, где она будет стоять и как выглядеть. А дальше уже будем искать партнеров в виде Сбербанка или, может быть, других крупных компаний-инвесторов. Если идея окажется действительно жизнеспособной, возможен вариант частно-государственного партнерства. Пока будут идти все эти процессы, связанные со строительством, обучение можно начать в арендованном здании.

Валерий Катькало:

– Я позволю себе здесь сделать уточнение, чтобы быть однозначно и правильно понятым: сегодня мы не обсуждаем вопрос о какой-либо ресурсной поддержке со стороны Сбербанка. Речь идет о равноправном сотрудничестве, и мы верим в то, что каждый партнер должен пройти часть своего пути и продемонстрировать не только намерение, но и определенную результативность. А потом уже, как это принято в мире, может быть сформирован попечительский совет этой Школы, включающий целый пул стратегических партнеров данного проекта. И мы, если нас пригласят, с интересом изучим эту возможность.

Татьяна Свинцова:

– Не могу не задать вопрос Эдуарду Владимировичу, учитывая, что партнер этого проекта – Корпоративный университетСбербанка, тогда как ТГУ сотрудничает по образовательным программам и с другими банками. Итак: нет ли угрозы, что работая исключительно со Сбербанком, вы потеряете в качестве корпоративных клиентов и партнеров другие банки?

Эдуард Галажинский:

– Думаю, что нет, так как наши планы изначально не были ни для кого секретом. Прежде чем решиться на разработку и реализацию проекта по созданию Школы вместе со Сбербанком, мы провели консультации и встречи с руководителями других банков, с которыми у нас выстроены те или иные отношения. В настоящее время самыми крупными партнерами ТГУ являются Сбербанк и Газпромбанк. Все наши ресурсы, включая зарплатные, идут через эти два крупных учреждения примерно в равных долях. И в этом смысле это два наших стратегических партнера, хотя с остальными банками университет тоже активно сотрудничает. Надо понимать, что в настоящее время в финансовой сфере все хорошо знают друг друга, и сотрудники одного банка могут перейти на работу в другой банк. Хорошие специалисты нужны всем. И если в ТГУ будет создана экономико-управленческая Школа мирового уровня, то в этом, соответственно, заинтересованы все банки. И потом, как заметил Валерий Сергеевич, ничто не мешает остальным банкам подключиться к этому проекту на стадии создания попечительского совета Школы, чтобы внести свой вклад в него и, таким образом, иметь возможность обучать кадры для себя.

Татьяна Свинцова:

– Валерий Сергеевич, а в Корпоративный университет Сбербанка из других банков обращаются?

фото 6.jpg

Валерий Катькало:

– Пока к нам другие банки не обращались. Все крупные российские банки заявляют о том, что у них есть собственные образовательные проекты. Но мы, как уже было сказано, работаем с довольно широким спектром стратегических партнеров – различными российскими корпорациями и государственными структурами. В частности, мы приглашаем на наши программы руководителей федеральных и региональных органов власти. Мы верим в то, что основы профессионального менеджмента едины, независимо от того, где он осуществляется – в банке, региональной администрации или университете. И мы всегда открыты для других российских банков. Просто мы стараемся бежать быстрее остальных, понимая, что развивая систему современного корпоративного образования, мы сможем помочь своей стране в целом, предоставляя возможность развиваться и другим финансовым институтам.

Эдуард Галажинский:

– И мы действительно ощущаем эту открытость Сбербанка и его стремление помогать в подготовке будущих финансистов и управленцев. В Томском госуниверситете создан совет промышленных партнеров, куда вошел и Сбербанк. И мы даем нашим партнерам право вмешиваться в учебный процесс, влиять на формирование учебных планов соответствующих  дисциплин. Сегодня сотрудники Сбербанка читают лекции и ведут практические занятия в наших магистратурах, причем безвозмездно. Вместе со Сбербанком создана базовая кафедра. Мы очень благодарны Сбербанку за всё это. Теперь наша задача – поднять качество совместных образовательных программ на еще более высокий уровень, соответствующий лучшим мировым стандартам.

Вопрос из зала:

– Может ли Корпоративный университет Сбербанка провести аудит или аккредитацию образовательных программ ТГУ по своим направлениям?

фото 7.jpg

Валерий Катькало:

– Мы ничего такого не можем проводить в Томском государственном университете. Это может делать только сам университет и соответствующие государственные и международные аккредитационные комиссии. Но мы можем объективно, честно и без лишней дипломатии сказать, какие «разрывы» существуют в образовательном процессе в университете по нашим направлениям. И помочь наметить ориентиры для их преодоления. И это нормально. И речь идет не о замене одних программ на другие, а о сдвиге всей парадигмы, об изменении всей модели экономико-управленческого образования. Все ключевые моменты такого изменения Эдуард Владимирович выше уже перечислил. Но это не произойдет к следующему понедельнику или через месяц. На это нужно больше времени, поскольку это очень серьезный стратегический выбор, с которым сегодня сталкиваются практически все российские университеты, вошедшие в Проект 5-100. Но пока далеко не все участники этого проекта предпринимают по-настоящему решительные и смелые шаги для повышения своей конкурентоспособности. В топ-100 попадут те, кто будет не просто соответствовать мировым стандартам, а в чем-то будет лучше других. С этой точки зрения, честный ответ на вопрос «где мы сейчас находимся» как нельзя актуален. И разные виды аудитов, дополняя друг друга, помогут дать такой ответ.

Эдуард Галажинский:

– Безусловно, если мы хотим создавать образовательные программы, востребованные на международном уровне, то мы должны быть готовы и к различным аудитам и международным аккредитациям. И такой опыт у нас уже есть. Можно сказать, что создавая экономико-управленческую Школу мирового класса, ТГУ стартует не с самой низкой базы. А опыт такого партнера, как Корпоративный университет Сбербанка, поможет сделать этот старт более быстрым и уверенным!

фото 8.jpg