Предпринимательские университеты – новый тип вуза

15 Сентября 2014

Каким может быть участие университетов в экономическом развитии? Что такое предпринимательский университет? Какова взаимосвязь между быстрым экономическим ростом, образованием и благосостоянием? На эти вопросы пытались ответить участники пленарной дискуссии «Вклад университетов в экономику».

Модератор Марта Рассел, исполнительный директор группы Медиа-Х, Университет Стэнфорда (США), предложила присутствующим поделиться своим мнением и опытом. Спикеры представляли разные страны, и было интересно сравнить, в каком направлении движутся университеты, как выстраивают свои взаимоотношения с бизнесом и государством.

Сегодня темпы экономического роста снижаются во многих странах и государства ищут новые ресурсы для поддержки экономики. И одним из главных таких ресурсов становятся вузы. Вклад высшего образования в экономику постоянно растет посредством использования различных инструментов – бизнес-инкубаторы, научные парки, кооперация с промышленностью, развитие предпринимательства среди студентов. И можно сказать, что сейчас формируется новый тип вуза – предпринимательский университет.

На совещании был представлен опыт Массачусетского технологического института (США), Томского университета систем управления и радиоэлектроники, проект научного парка в Утрехте (Нидерланды), анализ образования и экономики в Бразилии, России, Южной Африке, результаты исследований, касающихся роли университетов и их выпускников в развитии бизнеса.

– Сегодня для того, чтобы стать успешными, университеты должны стать инновационными, – сказал Илья Дубинский директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха. – Университеты всегда давали знания, чтобы другие люди их использовали, но сейчас нам необходим полностью иной тип обучения. Университеты должны оказывать влияние на общество, изменяя его. Мы должны обучать студентов тому, как быть более эффективными, пониманию, как приносить пользу обществу.

Главный ресурс университетов – это люди, и не только сотрудники, но и выпускники. Именно выпускники создают репутацию, которую имеют университеты, способствуют распространению результатов научного труда.

– Выпускники, которые создают кампании, определяют использование исследований, определяют дальнейшее развитие вуза, – считает Жозе Эстабиль, директор по предпринимательским и инновационным программам MIT (США).

Все больше влияя на экономику, университеты постепенно должны стать центром предпринимательского развития в своем регионе. Они не только дают обществу специалистов, знания и результаты научных исследований, они формируют среду, благоприятную для развития экономики.

– Важный аспект – это создание благоприятной среды для эффективного развития инноваций. И именно университеты должны нести ответственность за формирование в регионе развитой инновационной экосистемы, – отметил в своем выступлении ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Знакомство с зарубежным опытом позволяет оценить, на каком уровне сейчас находятся российские университеты. К сожалению, предпринимательских университетов у нас практически нет, считает директор Института менеджмента инноваций ВШЭ Дан Медовников. Институтом постоянно проводятся исследования по взаимодействию университетов и промышленности.

Компании и университеты пока плохо друг с другом общаются. И основные факторы, препятствующие взаимодействию: неготовность разработчиков подстроиться под требования компании, нехватка разработчиков требуемой квалификации, дефицит инжиниринговых компетенций, сложности в коммуникации, невысокая информационная прозрачность, ошибки государства при определении тематики НИОКР.

В то же время результаты исследований показали, что интерес компаний к взаимодействию с вузами растет.

– С этой точки зрения у университетов, как мне показалось, сейчас две таких наиболее оптимальных стратегии: создание центров компетенции в отдельных узких областях, востребованных рынко, и стратегия поиска крупных контрактов в интересах промышленности. Примеров такого рода, к сожалению, очень мало. С другой стороны – вузам нужно обратить внимание на быcтрорастущий средний технологический бизнес и выстраивать интерфейс для работы с ними тоже, – подытожил свое выступление Дан Медовников.

Переориентируясь на потребности рынка в своих исследованиях, университеты способствуют развитию экономики и развиваются сами, считают участники дискуссии. Процесс становления предпринимательского университета – сложный и долгий, поэтому здесь не обойтись и без государственной поддержки. Только тесное сотрудничество бизнеса, образования и государства позволит наиболее эффективно использовать все ресурсы для развития благосостояния общества.