В ТГУ занялись изучением «человека университетского»

9 Марта 2016

Научно-педагогическое сообщество и его роль в развитии нашей страны: какие задачи оно решало и какие вызовы стоят перед ним сегодня – такова тематика исследований старшего научного сотрудника лаборатории социально-антропологических исследований Александра Сорокина. Недавно он выиграл грант Президента РФ на реализацию проекта «Человек университетский»: феномен научно-педагогического сообщества Сибири в конце ХIХ – начале ХХI вв.».

– Тема проекта связана с моей кандидатской диссертацией и исследованиями, которые ведутся на историческом факультете под руководством профессора Фоминых, – говорит Александр Сорокин. – Мы рассматривали вузовское сообщество как особую корпорацию, которая сложилась в XIX веке и играла ключевую роль не только в научной сфере, но и в общественных, политических и экономических процессах, происходящих в стране. А в своем проекте я сделал акцент на Сибири: в чем заключались феномен, особый культурный код и какова была роль научно-педагогического сообщества сибирского региона в развитии страны.

Основные задачи исследования: изучить, как менялись социальный облик, траектории профессионального развития преподавателя и ученого и отношение общества к этой профессии в советское и постсоветское время, проанализировать и предложить практические варианты ответов на новые вызовы, стоящие перед вузовским сообществом.

– Если рассматривать преподавателя дореволюционного, советского и постсоветского, то с точки зрения содержания труда и специфики социокультурного пространства в регионе – это три разных человека. Очень сильно изменились профессиональные обязанности преподавателя. Если в советское время в обязанности преимущественно входило чтение лекций и занятие наукой, то сейчас нужно еще обладать навыками тимбилдинга, менеджера, финансовыми и юридическими знаниями.

По словам автора проекта, научное сообщество всегда играло огромную роль в развитии Сибири, в том числе и в культурном, и в индустриальном. И сейчас на нем лежит не меньшая ответственность.

– Мы все знаем, сырьевая модель развития уже неактуальна, и сейчас проходит дискуссия о том, что надо найти какие-то иные пути. И акцент делается на инновациях, науке, образовании. Поэтому важно выявить тенденции развития профессии преподавателя и ученого, наметить ее будущие контуры, чтобы адаптация научно-педагогического сообщества к новым условиям и задачам прошла успешно, – считает Александр Сорокин.



Исследование научно-образовательного комплекса Сибири успешно реализуется в научно-образовательном центре истории высшего образования и науки Сибири при кафедре современной отечественной истории, возглавляемой профессором Сергеем Фоминых. Тематика НОЦ входит в направления исследований созданного в 2015 году центра «Транссибирский научный путь» (TSSW).