Государство поддерживает подготовку специалистов мирового класса, а наша задача – привлечь их внимание и создать условия для работы

6 Октября 2014

24 сентября в правительственной резиденции Горки-9 состоялось совещание у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в котором пригласили участвовать и меня как представителя ректорского сообщества ведущих национальных исследовательских университетов. Совещание было посвящено запуску программы «Глобальное образование», имеющей и более развернутое название: «Программа по социальной поддержке граждан РФ, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные высшие учебные заведения, и по обеспечению их трудоустройства».

На совещании присутствовал относительно небольшой круг официальных лиц, так или иначе имеющих отношение к обсуждаемому вопросу. Кроме самого премьер-министра это были: вице-премьер Ольга Голодец, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков и некоторые другие, ответственные за науку и образование в нашей стране, люди.

Программа, ставшая поводом для этого совещания, была разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 2013г «О мерах по укрупнению кадрового потенциала РФ» и предложением Агентства стратегических инициатив. Целью программы является подготовка научных, педагогических, медицинских, инженерных и управленческих кадров мирового уровня. Согласно программе, полторы тысячи россиян, исключительно собственными усилиями ставшие магистрантами, ординаторами и докторантами самых авторитетных мировых университетов, могут получить гранты в размере около 1млн 300 тыс. рублей на учебу от правительства России. Но после получения диплома они обязаны будут вернуться на Родину и отработать по своей специальности, минимум, три года. Если по каким-либо причинам они не захотят возвращаться, то должны будут вернуть всю сумму гранта плюс штраф, двукратно превышающий эту сумму. Среди организаций, являющихся потенциальными работодателями для участников программы, присутствуют крупные отечественные компании, ведущие университеты и технопарки.

В ходе совещания министр Дмитрий Ливанов доложил о готовности программы к реализации, а генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин и я высказали ряд тезисов о её необходимости. Безусловно, все участники обсуждения осознавали существование определенных рисков при реализации данной программы. Например, не помешает ли этому проекту осложнившаяся внешняя политическая ситуация; захотят ли все дипломированные за рубежом специалисты вернуться домой, несмотря на крупные штрафные санкции и так далее. Обмен мнениями показал, что риски, конечно, есть, но они оправданы. Если станет известно, что кто-то из грантополучателей обманул грантодателя, то включится, так называемый, репутационный фактор. На Западе обычно стараются не связываться с людьми с ущербной репутацией, даже если этот ущерб касается другой страны.

Тем не менее, приняты некоторые страховочные меры. Одна из них заключается в том, что в этом году в программе будут участвовать пока только 150 человек. По результатам пилотного запуска будут приняты соответствующие решения. Кроме того, люди поедут в зарубежные научные коллективы по уже налаженным научным связям. И поскольку таланты нужны всем, можно надеяться, что политические события не станут поводом для отказа им в приеме на учебу. В любом случае перед операторами программы стоит задача качественного отбора её участников, удержания этих людей в проекте до самого его конца (то есть их воспитания, мотивации); предложения им широких перспектив трудоустройства. Они должны знать, куда они потом поедут трудиться, что там их очень ждут, и что условия будут не хуже, чем на Западе. Направлений, по которым можно обучаться за рубежом, чтобы потом работать в России, очень много: наука, образование, социальная сфера, медицина, высокие технологии, менеджмент и так далее. Нужно, чтобы в разные сферы жизни страны пришли люди, имеющие самое современное и качественное образование. 

Для нашего университета принципиально важно участвовать в этой программе в качестве организации-работодателя. Конечно, с одной стороны, у таких организаций достаточно много обязанностей: постоянно информировать участников программы об имеющихся вакантных должностях, создавать условия для работы и прочее. С другой стороны, это очень хороший ресурс и для развития самих ведущих  вузов, так как в них уже создана достаточно приличная инфраструктура, но не хватает людей, способных быстро и эффективно её осваивать. Покупается первоклассное оборудование и компьютерные программы, но мало специалистов, умеющих со всем этим работать. Не секрет, что человеческий ресурс остается до сих пор главным сдерживающим фактором развития отечественных вузов. Конечно, программа «Глобальное образование» в своей перспективе рассчитана, прежде всего, на ведущие национальные исследовательские университеты. Именно здесь нужны элитные кадры, и именно они могут обеспечить им соответствующие условия. Эти вузы «бесплатно» получат новых сотрудников, но они должны будут платить им соответствующие зарплаты. Государство поддерживает подготовку специалистов мирового класса, а наша задача – привлечь их внимание и создать условия для работы. Организации-работодатели начнут бороться за них.

Для России эта программа является относительно новым опытом, но для других стран – это обычная практика. Скажем, Китай и Бразилия каждый год отправляют учиться за границу сотни тысяч своих молодых граждан. Идея интернационализации как включения человека в другую культуру сегодня чрезвычайно актуальна. Выпускник должен обладать компетенциями работы в мультикультурных средах, уметь выстраивать эффективные деловые коммуникации с представителями разных национальностей, быть мобильным. Интернационализация – это один из основных инструментов подготовки человека к жизни в глобальном обществе.

Чтобы вуз был реально конкурентоспособен на международном уровне, доля его сотрудников, получивших образование в лучших зарубежных университетах, должна быть не менее 10-15%. Максимума здесь нет. В некоторых вузах, например, в Университете Гонконга, работает более 90% сотрудников, имеющих зарубежные дипломы. Думаю, что если бы в нашем университете этот процент был бы равен 20-30, то это позволило бы относительно быстро создать англоязычную среду и вывести университет в мировой рейтинг лучших университетов ТОП-100.

Похоже, со следующего года правительство России планирует изменить условия конкурса на научно-педагогические должности в вузах, сделать его, минимум, всероссийским, а в перспективе и международным. Иначе говоря, университеты будут обязаны объявлять конкурсы на замещение вакантных мест не только в региональных, но российских и международных СМИ. Это будет очень серьезная конкуренция, способствующая повышению планки высшего преподавательского состава вузов. И это один из важнейших механизмов повышения конкурентоспособности российского образования.

В университетах дефицит людей, умеющих работать по мировым стандартам, а программа нацелена на подготовку таких специалистов. Можно сказать, что программа «Глобальное образование» даст возможность получить свежую кровь для кадровой системы вузов. Ресурсы программы позволят принять новых людей, не выставляя за двери «старых», но помогая им. Кроме того, что программа будет способствовать выявлению и удержанию талантов в России, она расширит доступ к самым современным мировым технологиям.

…Теперь о личных впечатлениях человека, впервые участвовавшего в совещаниях такого уровня. Заседание проводилось в том самом кабинете, который знаком нам с экранов телевизоров. Стиль общения премьер-министра вызывал симпатию: он был конструктивным, живым, заинтересованным и без излишнего формализма. Обсуждение проходило по сути, по делу. Позиция премьера заключалась в том, что программа должна реализовываться, несмотря на все сложности политической ситуации.

Оцениваю этот опыт как весьма интересный и полезный, поскольку, находясь в окружении наиболее авторитетных и влиятельных людей, всегда имеешь возможность узнать нечто интересное из первых рук; хотя бы кратко обсудить какие-то ключевые вопросы и составить свое собственное мнение о людях, принимающих самые ответственные решения в стране. Участие в совещаниях подобного уровня очень важно и потому, что это укрепляет позиции университета. И даже процесс ожидания начала мероприятия становится отдельным «мероприятием», поскольку это повод для делового общения с людьми, входящими в первую лигу твоей профессиональной сферы. Где еще можно спокойно и непринужденно поговорить об университетских делах с министром образования и вице-премьером РФ? Только перед началом совещания у председателя Правительства России!

Дополнительный источник: РИА Новости