«САЕ» как миф и реальность

13 Апреля 2016

Несмотря на то, что о стратегических академических единицах (или САЕ) уже много раз говорилось на различных университетских собраниях и совещаниях, есть ощущение, что эта тема требует дополнительного разъяснения.

Изначально концепция САЕ была предложена головным стратегическим офисом программы «5-100». Она обусловлена необходимостью интеграции университетского образования, исследований и инноваций; вхождения вузов в глобальные исследовательские сети и создания новых исследовательских сетей. Её логика заключается в финансовой поддержке тех научно-исследовательских и образовательных направлений, которые являются «вытягивающими» для каждого конкретного университета, вошедшего в данную программу. С одной стороны, в них концентрируется потенциал университета, а с другой, они ориентированы на перспективные области развития, имеющие высокую востребованность со стороны национальной экономики, тех или иных государственных и общественных структур. По сути это реинжиниринг образовательного процесса, его новая модель. Это исследовательские и образовательные программы мирового класса, включающие инновационно-предпринимательский трек. Они имеют самую актуальную повестку и комплексный, трансдисциплинарный характер. Это то, что определяет лицо университета не только на российском, но и на международном уровне. Вот что такое «САЕ».

Каждый вуз был поставлен перед необходимостью самоопределения в отношении тех междисциплинарных научных и образовательных областей, в которых он мог бы составить реальную конкуренцию всем остальным. Сделать это очень трудно, учитывая, что на сегодняшний день абитуриенты уже имеют огромный выбор магистерских и PhD-программ, предлагаемых различными университетами. И наш университет должен был не только сам для себя понять, почему абитуриенты должны ехать учиться именно сюда, но и суметь убедить в этом других. И здесь мы проделали огромную работу, множество раз анализируя потенциал Томского госуниверситета и пересобирая его вокруг наиболее перспективных направлений. (см. Презентацию САЕ ТГУ для Международного Совета, файл .pdf)

Для нас стало очевидным, что перспективы развития ТГУ связаны, прежде всего, с ответами на вызовы «четвертой промышленной революции», о которых докладывал в Давосе в декабре 2015 года известный швейцарский ученый и бессменный президент Всемирного экономического форума Клаус Шваб.

Клаус Шваб

Эта четвертая революция выходит из третьей – цифровой, начавшейся в середине ХХ века и характеризовавшейся слиянием технологий и стиранием граней между физическим, цифровым и биологическим мирами. Доктор Шваб считает, что сегодняшние перемены, в виду их скорости, размаха и системного характера их последствий на человека, общество, природу и техно-среду, являются не продолжением третьей промышленной революции, но началом четвертой.

В контексте всех этих драматических изменений остро встает вопрос об идентичности человека, что обусловлено, среди прочего, развитием генетической инженерии и появлением био- и нейро-объектов нового типа. Общество окончательно становится цифровым, и его онтология приобретает гибридный характер, не позволяющий разделять «реальное» и «виртуальное». Подавляющее большинство социальных практик так или иначе связаны с цифровизацией и работой с большими данными (big data). Быстрое таяние ледников ведет к глобальному изменению климата и природы на планете, а появление «умных материалов» и «Интернет вещей» кардинально меняет техногенную среду.

Интернет-вещи

Таким образом, в определении своих САЕ мы ориентировались на трансформации, происходящие с человеком, обществом, а также природной и техногенной средой. Сосредоточившись вокруг этих сфер, мы выбрали те их направления, в которых можно говорить о конкурентоспособности нашего университета. Так появились пять стратегических академических единиц ТГУ – «TSSW: Сибирский институт будущего», «Институт биомедицины», «Институт человека цифровой эпохи», «Институт ”Умные материалы и технологии”» и «Институт инноваций, экономики и менеджмента ». Соответственно, в первой САЕ основной вектор исследования – это окружающая среда; во второй – человек; в третьей – общество; в четвертой – технологическая среда. В пятой же САЕ главным объектом внимания является экосистема инноваций. «Институт инноваций, экономики и менеджмента» необходим для того, чтобы заработало всё остальное. Иначе говоря, он будет отвечать за быстрый трансфер знаний в технологии и инновации для высокотехнологичных компаний, являющийся отличительной особенностью университета 3.0 (по Йохану Виссеме). Эта стратегическая академическая единица должна помогать всем остальным САЕ наращивать компетенции в инновационном предпринимательстве и капитализации, организации стартапов и т.п.

Исследовательский зал НБ ТГУ

Чуть подробнее хочется коснуться и такой САЕ, как «TSSW: Сибирский институт будущего». Кроме того, что она будет ориентирована на изучение роли Сибири в формировании климата на планете, она может «выстрелить» и с точки зрения позиционирования, идентификации и отстройки ТГУ от его конкурентов. «Сибирский институт будущего» сделает ТГУ «видимым» среди 30 000 университетов мира. Если же говорить о наших САЕ в целом, то следует отметить следующее: в каждой из них присутствует как фундаментальная наука, так и мощные технологические наработки (например, в Институте биомедицины это исследования иммунитета, а также биотехнологии, используемые компаниями Артлайф, Эвалар и др.). Такова логика всех пяти САЕ ТГУ.

Как всё это должно работать внутри университета? По сути, САЕ – это консорциумы по реализации междисциплинарных научно-исследовательских, магистерских и аспирантских программ. Ни одну такую программу не встроишь ни в один конкретный факультет. САЕ – это и есть пилотный проект механизма управления программами междисциплинарного типа. В прошлом году мы запустили две подобных программы («Цифровые технологии в социогуманитарных практиках» и «Интеллектуальный анализ данных и биоинформатика»), и сразу создался конкурс в 3-4 человека на место.

междисциплинарая магистратура

Это свидетельство востребованности подобных образовательных продуктов. Именно востребованность является важнейшим критерием их реализации, поскольку через 2 года после запуска они должны стать самоокупаемыми. Должны появиться интересанты, желающие за них платить: либо отдельные люди, либо корпорации. Отсюда вопрос: как должен быть организован такой эксперимент?

САЕ – это совершенно новая логика менеджмента. Здесь он осуществляется по междисциплинарным программам. Каждой из них управляет отдельный руководитель-идеолог, в распоряжении которого будут все ресурсы по её организации и функционированию. Он должен быть ведущим специалистом по научной проблематике, являющейся стержнем данной конкретной междисциплинарной программы. Именно это и есть главный критерий отбора на должность. Поэтому руководителями таких программ могут быть не только заведующие кафедрами и лабораториями или ведущие профессора университета, но и профессионалы, приглашенные со стороны. Главный принцип – набирать людей не по их принадлежности к тому или иному подразделению, а по реальным компетенциям. Структурным академическим единицам по определению не нужна организация «по кафедрам», поскольку, как уже сказано выше, это консорциумы. В них входят специалисты, представляющие разные кафедры и лаборатории университета. Если нет нужных людей в данном университете, их ищут в других местах, включая зарубежные вузы.

конференц-зал

В программе создается академический совет, куда входят 3 человека из академической среды и 3 «потребителя» – работодателя. И этот совет определяет основную политику программы. Ни содержательно, ни формально программа не привязана к какому-либо одному факультету. Деканатов не будет. Будут академические офисы, каждый из которых может регулировать учебно-образовательные процессы сразу по нескольким междисциплинарным программам. Руководители программ, представленных в САЕ, берут на себя четкие обязательства. Через 2-3 года каждая программа должна начать самоокупаться. Если за год-два она «не взлетает», то её руководитель лишается своей должности и сама программа снимается с пробега. Поскольку наши ресурсы ограничены, мы сможем поддержать не более 5-7 программ в году.

Важный момент: НЕ ВСЕ магистратуры отходят от факультетов в САЕ! Профильные (т.е. «монодисциплинарные») магистерские программы, готовящие профессионалов в какой-то отдельной области (например, физиков, биологов, химиков), остаются на факультетах. И только меж- и транс-дисциплинарные идут в САЕ. Единственным исключением может стать Институт инноваций, экономики и менеджмента, создающийся на базе экономического факультета и еще нескольких подразделений ТГУ. Здесь все магистратуры уйдут в САЕ. Но это особая ситуация: процесс консолидации экономико-управленческого блока (организация нового института) здесь совпал одновременно с формированием САЕ.

К сожалению, многие сотрудники университета ошибочно восприняли формирование САЕ в ТГУ как принудительный процесс слияния и поглощения. Я хочу развеять этот миф. Подразделения (кафедры и факультеты) какими были, такими сейчас и остаются. И если даже с факультетских профильных магистерских программ заберут по нескольку бюджетных мест для междисциплинарных магистерских программ САЕ, то количество бюджетных ставок на факультетах останется без изменений. Таким образом появятся дополнительные возможности по разгрузке преподавателей, например, для их научной работы. Мы исходим из того, что факультетам должно быть выгодно поддерживать САЕ. Сейчас мы думаем над тем, как реализовать такой подход. Задачи интеграции исследований, образования и инноваций, о которых говорилось вначале, требуют определенной реструктуризации. Но она будет поэтапной и обязательно с участием в обсуждении и принятии решений академического сообщества. Впоследствии, с выработкой управленческих механизмов, САЕ могут стать новыми организационными единицами. 

Итак, в «структурных академических единицах» нет никакой угрозы! Это элитные программы, в которых много настоящей науки и высококлассного образования. И еще надо сильно постараться, чтобы туда попасть. Вхождение в САЕ означает новый шанс включиться в работу, где есть ресурсы. Факультеты будут жить за счет бюджетных ставок и внебюджетных средств от бакалавриатов и профильных магистратур. Все остальные средства (а по идее это должна быть подавляющая часть общего бюджета университета) будут оставаться в обозначенных пяти структурных академических единицах. В них же, в первую очередь, будут реализовываться программы академической мобильности. САЕ – это зона ближайшего развития университета, фокусировка его приоритетов и ресурсов. И сюда приглашаются все, кому это интересно, и кто может предложить для университета что-то по-настоящему достойное.

Откуда пошли негативные слухи о САЕ? К сожалению, ряд университетов начал имитировать процесс формирования новых стратегических академических единиц, механически переструктурируя прежние подразделения и называя это «САЕ». Нам же нужно реально делать дело – вкладываться в опережающее развитие, чтобы стать «университетом 3.0», высоко конкурентоспособным как на российском, так и международном уровне!

университет 3.0

Эдуард Галажинский
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор