Серия обсуждений

14 Октября 2014

Он состоялся 10 октября. Это одно из мероприятий проектов по созданию инновационно-активной среды в университете и аналитическому сопровождению изменений. Круглый стол собрал 40 человек, интересующихся вопросами трансформации современного университета. В работе круглого стола принял участие президент ТГУ – профессор Георгий Майер. Также с помощью дистанционных технологий к обсуждению присоединились ученые Белорусского государственного университета – наши коллеги по совместной деятельности в Лаборатории проектирования инновационных процессов в образовании факультета психологии.

Базовый доклад сделали профессор философского факультета Галина Петрова и доцент кафедры управления образованием факультета психологии Андрей Зоткин.

Выступающие отметили, что изменения, происходящие в образовании в целом, и в ТГУ конкретно, побуждают обсуждение вопроса идентичности, который, как признали участники, не может быть решен в рамках одного круглого стола или семинара, требует постоянного обсуждения.

В обсуждении концептуальных оснований различения классического и исследовательского университета «дискуссионное напряжение» вызвали следующие аспекты проблематики:

  • Национальные и глобальные рамки науки и образования – как они влияют на изменение модели университета?
  • Автономия как ведущее основание классического университета: утрачивается ли оно в исследовательском университете, ориентированным на разные внешние вызовы или обретает новое качественное содержание? Что значить автономия университета сегодня?
  • Как меняется гуманитарная основа образования, какие возможности для «практики конструирования себя» возникают в исследовательском университете?
  • Наука – это неизменная форма знания? Как она меняется в университете?

Мнения участников относительно основного вопроса круглого стола разделилось. Анкетирование в конце мероприятия показало, что большая часть участников считает исследовательскую модель
 университета новой, перспективной и в тоже время проблематичной. Тем не менее, почти треть считает, что классический университет и есть исследовательский. Участники отметили актуальность темы круглого стола и востребованность продолжения данного разговора.

В числе спорных вопросов, требующих дальнейшего обсуждения выделены:

  • Современные формы фундаментализации и условия их реализации в современном университете.
  • Интеграция образования и исследования – как она осуществляется в исследовательском университете.
  • Корпоративная культура классического и исследовательского университета. Есть ли различия?
  • Портрет профессора исследовательского университета.
  • Проблемы и перспективы социо-гумантарного знания в исследовательском университете.
  • Как влияет коммерциализации образования на его гуманитарную функцию?
  • Какова роль студентов в становлении исследовательского университета, как они будут учитываться в проектировании будущего университета?

- Это мероприятие открывает серию обсуждений модели исследовательского университет, - отметила организатор круглого стола Елена Суханова. - Презентация базового доклада, вызвавшего дискуссию, высылается желающим по запросу на электронную почту: noc-proekt@psy.tsu.ru