Как готовить будем?

16 Октября 2014

В Сочи прошла XVI Всероссийская конференция «Довузовское образование на современном этапе – проблемы и перспективы развития». В ней приняли участие представители Министерства образования, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), руководители структур довузовского образования, издательств учебной литературы из 16 регионов. Томскую область представляли начальник отдела довузовской подготовки и профориентации УНН ТГУ Татьяна Якимова и заведующий ЦОКО Борис Илюхин.

– В докладе проректора Московского педагогического университетаАндрея Ершова было отмечено, что в ряде структур, которые ведут подготовку к ГИА и к поступлению, вузовские центры довузовской подготовки, на сегодняшний день, к сожалению, не играют определяющей роли, – говорит Татьяна Якимова. – Традиционно школьники и родители обращаются к репетиторам или выбирают школьные факультативные занятия. Между тем, структуры довузовского образования в университетах могут и должны конкурировать с ними, имея мощный преподавательский потенциал и заинтересованность в студентах, обладающих качественными знаниями. Преимущество вузовских центров в том, что они не только осуществляют качественную подготовку к ЕГЭ, но и готовят к обучению в университете.

В ходе обсуждения доклада было отмечено, что цели дополнительной подготовки старшеклассников разнятся. Школы стремятся выпустить «достойных» учеников, которые подтвердят качество своей подготовки. При этом в «трудных случаях» школьникам просто рекомендуют не сдавать данный предмет. Репетиторы, в свою очередь, преследуют цель «натаскивать» ученика на сдачу ЕГЭ. Уровень их компетентности можно оценить только после сдачи экзамена, однако на этот момент репетитор уже не несет никакой ответственности за качество подготовки. Доверие родителей и школьников к подготовительным курсам вузов основано не только на эффективности занятий, но и на адаптации слушателей курсов к вузовской среде, получении помощи и поддержки в выстраивании карьерной траектории. Это доверие нужно приумножать.

Увеличение набора на подготовительные курсы в ТГУ на 100 человек по сравнению с прошлым годом доказывает, что система довузовской подготовки не только будет продолжать работать, но должна продолжать совершенствоваться и вносить свой вклад в углубление мотивации школьников к обучению в университете.

Еще одним вопросом, который обсудили участники конференции, стал вопрос о роли центров довузовской подготовки в оценке качества образования. По их мнению, необходима разработка единых принципов системы оценивания школьной подготовки, включая текущий и итоговый контроль знаний и ГИА. Вузы могут сыграть в этом процессе положительную роль.