«У Томского университета репутация инновационного вуза...»

24 Октября 2014

Елена Кадейкина – известный эксперт в области предпринимательства, консультирует предпринимателей в одной из крупнейших акселерационных программ в мире MassChallenge, генеральный директор образовательной компании дистанционного обучения Hermiona, и соучредитель StartUp Access, который предоставляет образовательные и менторские услуги предпринимателям разных стран. Елена также глава предпринимательского форума Массачусетского технологического института (MIT) в России. В этом октябре Елена посетила Томский госуниверситет, чтобы обсудить возможные совместные образовательные программы MIT и ТГУ. О том, чем интересен Томский университет MIT, какие типичные ошибки делают стартаперы и почему важно конкретно формулировать вопросы, мы поговорили с Еленой.

Секреты эффективного стартапа 

– Елена, у вас большой опыт работы со стартапами и молодыми предпринимателями, скажите, чего обычно не хватает людям, которые начинают заниматься предпринимательством, какие типичные ошибки они совершают?

– Самая популярная ошибка, которую совершают очень многие начинающие предприниматели, – это одержимость своей технологией и слепая вера в то, что она окажется чрезвычайно востребованной.. А на деле очень большое количество стартапов проваливается именно потому, что они не решают проблем потребителя или делают это настолько неэффективно, что не создают для своих клиентов существенной ценности. В итоге их технологией пользуются 10, 100, 200 человек – а это очень маленький рынок, на котором невозможно существовать.

Расскажу одну интересную историю про российский стартап, созданный на ФизТехе. Ребята работали над своей технологией в течение трех лет, пытались развить компанию. Потом они приехали в акселератор МIТ на летнюю программу. В течение двух недель на акселераторе они поняли, что их рынок составляют всего тысячу человек.

Оставшиеся шесть недель физтехи потратили на работу над другой своей технологической идеей. И это стало историей успеха, потому что они умудрились даже получить предложение от местных инвесторов.

Еще один момент, который мне кажется важным, – это понимание конкуренции. Российские предприниматели ее часто недооценивают, иногда даже, кажется, в Google не заходят, чтобы посмотреть, есть ли вообще конкуренты у продукта и услуг, которые они пытаются предлагать.

– Стартапы какой тематики сегодня имеют больше всего шансов стать успешными?

– Мне сейчас очень интересно, что будет происходить в hardware (аппаратные разработки), Internet of things и при использовании big data для рекламы и здравоохранения. Я думаю, что на данном этапе, это очень перспективные направления.

– В России популярна практика бизнес-инкубаторов, которые создаются при университетах. На ваш взгляд, эффективно ли это для развития предпринимательства?

– Я думаю, что эффективно без сомнения. А вот эффективны ли бизнес-инкубаторы для того, чтобы развивать фундаментальную науку и коммерциализовать технологии? Нет. Нужны другие механизмы.

В МIТ нет бизнес-инкубатора, но есть акселерационная программа, при Предпринимательском центре МIТ, где работают со студентами, предлагающими идеи каким-то компаниям. Чаще всего это продукты, выпуск которых не основан на сложной технологии, это понятные решения, которые завтра готовы к выходу на рынок. Для интересного исследования какого-то профессора, которое мы не знаем, как коммерциализовать, бизнес-инкубатор не будет эффективным инструментом.

Но для популяризации предпринимательства среди студентов это очень важный инструмент.

– А какие инструменты будут эффективны для коммерциализации научных исследований?

– В МIТ существует ряд моделей, одну из которых успешно реализует специально созданное для этого подразделение – Dishpander Center. В нем занимаются первичным отбором наиболее перспективных идей, а затем к разработчикам этих идей приставляются менторы из индустрии. Они обсуждают с учеными, какие существуют возможные применения их технологии и каким образом их можно эффективно реализовать на практике. По сути, они ускоряют процесс воплощения идей в жизнь, поэтому этих менторов еще называют «катализаторами»

MIT открыт для сотрудничества 

– В марте этого года в МIТ решили сделать воркшоп для университетов, которые вошли в программу «5-100», – рассказывает Елена. – Обсудить с ними, какие критерии важны для положения в рейтинге и какие существуют механизмы для того, чтобы улучшить свои позиции. Для участия в этом воркшопе мы выбрали несколько университетов, которые представляли для нас интерес как потенциальные партнеры, вузы, у которых есть большие перспективы. ТГУ попал в этот список.

Многие думают, что если MIT один из лучших вузов в мире, то он не будет взаимодействовать с российскими университетами, которые сегодня занимают не самые высокие позиции в рейтингах. Мне, как человеку, который родился в России, но закончил MIТ, хотелось показать, что это не так. У Томска есть хороший потенциал для плодотворного сотрудничества, но я боялась, что именно из-за этого скепсиса многие на воркшоп не приедут, поэтому я решила лично встретиться с представителями вузов. Мне также хотелось, чтобы все не закончилось одной поездкой: приехали на воркшоп, послушали и уехали – чтобы началась реальная работа с пользой для всех сторон. Я попросила Виктора Валентиновича Дёмина и Артема Юрьевича Рыкуна прислать список направлений, которые интересны ТГУ для сотрудничества, и людей, с которыми хотелось бы вести совместные исследования. Дёмин и Рыкун приехали в MIT, я организовала встречи с интересующими их людьми, и мы обсудили идеи сотрудничества: дистанционное образование, развитие совместных курсов и исследований. Процесс этот длительный, но я очень надеюсь, что у нас что-то получится.

– Чем ТГУ интересен для МIТ?

– У Томского университета репутация инновационного вуза, те немногие технологии, которые выходят в России и находят применение в индустрии, на мой взгляд, связаны с Томском.

МIТ – исключительно открытый университет. Его задача – распространение образования и создание международной среды общения. Мы сотрудничаем с одним ученым из Новосибирска, который занимается компьютерными науками, я попросила его составить список профессоров, с которыми он хотел бы встретиться в MIT. Он составил список «звездных» имен, этих людей в компьютерных науках знают все. «Но они меня не примут», – предположил этот человек. Почему? Он пообщался со всеми профессорами из списка.

Кстати, русские ученые, как в прочем и русские предприниматели, любят задавать абстрактные вопросы. Я прошу их постараться быть очень специфичными, определять конкретные темы, которые хочется обсудить. Профессора MIT очень занятые, они готовы помочь, но им нужно знать, что конкретно они могли бы сделать.

У меня есть интересный пример. Один молодой человек уже третий раз пишет мне о своем стартапе. Я искренне хочу ему помочь. Он попросил поводить его по МIТ, на что я ответила: «Хорошо, а где именно? МIТ большой». В следующий раз он мне написал, что хочет познакомиться с кем-то на Big Data Department. Отлично, с кем? Почему ему интересны эти люди? Если знать ответы на эти вопросы, есть шансы, что тебе ответят.

Если наша аудитория поймет, что нужно быть более конкретными, я уверена, взаимодействие будет более эффективным.

– Елена, а чего лично вы ожидаете от взаимодействия с ТГУ?

– Я надеюсь, что ТГУ получит доступ к уникальным ресурсам, которые я в свое время получила как студентка МIТ. Мне кажется, что в России, в Томске, много талантливых людей, есть большой потенциал для развития, но не хватает международного опыта. Мне хотелось бы, чтобы русское образование развивалось, потому что я думаю, что образование или его недостаток – это то, что фундаментально повлияет на развитие России.

Марина Сенинг