«От инкубирования переходят к акселерации...»

10 Ноября 2014

В бизнес-инкубаторе ТГУ прошел стартап-марафон Фонда развития интернет-инициатив – в течение нескольких часов эксперты ФРИИ консультировали проекты с сфере IT, Интернета и мобильных технологий. Мы поговорили с этими консультантами, руководителем развития региональной партнерской сети ФРИИ Станиславом Триерсом и директором по маркетингу StartBase Олегом Баранником, о том, какими должны быть бизнес-инкубаторы, и главных проблемах молодых предпринимателей.

Станислав Триерс, руководитель развития региональной партнерской сети ФРИИ: «В вузах студентам дается много информации, оторванной от рынка»

– Во ФРИИ мы реализуем современные методики работы с проектами. Изначально необходимо проработать проблематику с клиентом, а потом уже заниматься разработкой. Это нужно для того, чтобы продукты выходили на рынок достаточно быстро и были востребованными. Чтобы количество успешных проектов увеличивалось.

Не все используют такой подход. Многие считают, что необходимо сначала разработать продукт, а потом уже найти клиента. Это не совсем правильно и ведет к проблемам в дальнейшем: клиенты не принимают продукт, у них же не спрашивают, нужен ли он им.

*** 

Проблема высшего образования сейчас в том, что студентам дается много информации, оторванной от рынка, от реальности. Дается больше теории, а практики недостаточно. В бизнес-инкубаторе необходимо делать акцент на практические занятия. Внедрять проектную культуру, чтобы студенты занимались проектами, понимали, из чего они состоят, как они строятся, и пробовали что-то делать руками.

Студенческий бизнес-инкубатор – это с одной стороны про бизнес, конечно, но с другой – акцент нужно делать не на том, чтобы у студентов получился успешный бизнес, а на том, чтобы они получили практический опыт. Провели один-два неудачных эксперимента, но в дальнейшем с учетом этого опыта уже делали бы качественные проекты.

*** 

Если смотреть по проектам, которые я вижу на различных конкурсах, – в течение последних пары лет их количество уменьшается, но качество возрастает. Два года назад стартапы были веянием моды – я сейчас сделаю новый успешный фейсбук и стану миллионером. Но когда люди начинали делать, понимали, что нужно много работать, и забрасывали. Сейчас я вижу качественные проекты, в которых участвуют осознанно.

И второе. Если два года назад с какими-то методологиями работы вывода на рынок можно было ознакомиться только в англоязычной литературе, то сейчас многое переведено на русский язык. Эти книги можно использовать как инструкцию по применению и работать по ним.

Сейчас от инкубирования больше переходят к акселерации. Инкубирование – это более мягкая среда, где проект получает определенные услуги. Акселерация – это интенсивное развитие проекта: экспертиза, фокусировка на определенных процессах, постоянное целеполагание, краткосрочное, долгосрочное, и достижение этих целей. В интенсивном режиме, за два-три месяца, становится ясно, получится ли проект успешным, или нет. За это время проекты проходят путь, который без акселерации они бы преодолели года за полтора-два.

Олег Баранник, директор по маркетингу StartBase: «Стартаперы и потенциальные инвесторы не могут установить между собой коммуникацию»

– Реализация любого нового бизнес-проекта – это не просто купить майонез по одной цене и продать его по другой. Для того чтобы проект был реализован, ты должен решить две взаимоисключающие задачи. Они противоречат друг другу. С одной стороны, все вокруг будут ходить и говорить: «У тебя ничего не получится». И через какое-то время ты можешь подумать: «А может и правда, в дочку «Газпрома» устроиться, там, по слухам, квартиры дают…» И ты должен быть устойчив, чтобы не поддаться этим словам, что бы тебе ни говорили, отвечать: «Нет». С другой стороны, ты должен быть открытым этому миру, потому что твоя задача как молодого предпринимателя, особенно в области технологий, заключается в том, чтобы быстро сделать что-то, что может понадобиться людям, дать им это попробовать и услышать мнения. Внимательно услышать, что тебе сказали.

Это проблема номер один – ты должен с одной стороны никого не слышать, с другой – слышать всех. Это можно делать одновременно, но это достаточно сложно. И этому мы здесь учим.

*** 

Функция, которую я выполняю здесь – это функция мотиватора. Это функция человека, который зажег глаза.

Я не так много что умею делать. У меня не так много что получается. Это – получается.

Я накопил опыт, который позволяет сказать, что я делал не так, что все остальные сейчас делают не так и как это можно исправить.

То, что мы делаем, немного похоже на тренинг личностного роста. Но есть такое правило: после тренинга человек в течение недели активно развивается, а потом начинает «падать», потому что рядом уже нет никого, кто бы смог поддержать.

*** 

У меня есть ощущение, что чем дальше, тем больше мероприятия, что мы проводим, становятся неэффективными, потому что кроме коучинга они ничего не несут. Заявленная ценность, что на таких мероприятиях стартаперы могут найти инвестров… Эта задача не решается.

*** 

Знаете, вот в Китае есть диалекты, и люди, которые на них говорят, не понимают друг друга. А нам кажется, что это один и тот же язык.

Между стартаперами и потенциальными инвесторами – подобная ситуация. Они не могут установить между собой коммуникацию. Притом, и те, и другие говорят истинные вещи.

Моя задача – помочь им. Сказать: друзья, смотрите, и вам, и вам нужно ответить на простые вопросы. Предлагаю, что вопросы эти определяют инвесторы, потому что это их деньги.

Марина Сенинг