Проректор ТГУ: вузам нужно готовить специалистов для Арктики совместно

8 Декабря 2016

В Санкт-Петербурге прошел VI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», на котором эксперты обсудили результаты работы в регионе и сформировали планы взаимодействия науки, образования, бизнеса и общества по освоению Арктической зоны России. С докладом об образовательных программах и сетевом взаимодействии университетов для развития Арктики выступил проректор по учебной работе ТГУ Виктор Дёмин, один из заместителей председателя Национального арктического научно-образовательного консорциума.

Один из главных посылов сообщения проректора – подготовка специалистов для Арктической зоны должна вестись в сетевой форме.  

На данный момент специалистов для работы в Арктической зоне готовят 30 образовательных организаций. Все вузы разного уровня и разной ориентации, у кого-то из них лучше представлена предметная область, у кого-то – проектная работа или арктическая направленность. Поэтому самый эффективный способ подготовки востребованных специалистов, по словам Виктора Дёмина, – это сетевое взаимодействие, совместные образовательные программы.

– Необходимо оценить потребность арктических регионов в тех или иных специалистах, сформировать перечень востребованных профессий, сделать реестр баз арктических практик и арктических стажировок, – говорит Виктор Дёмин.

Уже сейчас некоторые российские вузы реализуют бакалаврские и магистерские программы, направленные на подготовку специалистов для освоения Арктики, в сетевой форме, то есть сотрудничая с другими университетами и предприятиями. Это Северный арктический федеральный университет, РГУ нефти и газа, Уральский федеральный университет и Томский государственный университет. В ТГУ есть магистерская программа «Изучение Сибири и Арктики», в которой участвуют образовательные учреждения Великобритании, Франции, США и Польши, а также предприятия «Томгипротранс» и «ТомскНИПИнефть». Эту программу университет планирует расширять: включить в качестве партнеров Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова.

Положительную практику ТГУ  необходимо расширять, использовать также современные образовательные технологии (онлайн-курсы), проводить профориентационную работу со школьниками, летние школы для студентов и аспирантов. Вся работа, по мнению проректора, должна соотноситься с результатами мониторинга кадровых потребностей региона.

В форуме также приняли участие главный ученый секретарь по научной и инновационной деятельности Людмила Борило, директор центра «БиоКлимЛанд» Сергей Кирпотин. Ученые Сергей КолесникИгорь Половцев и Алексей Ольшуков представили на выставке свои разработки: макет ионосферного комплекса и DHC-сенсор для мониторинга водных сред.


ТГУ является членом Национального арктического научно-образовательного консорциума, который должен выступить основным координатором научного и кадрового освоения Арктики. Основные направления ответственности консорциума: экспертиза проектов на территории и для Арктики (научных, хозяйственных и других), реализация совместных научных проектов, сетевые образовательные программы, их профессионально-общественная аккредитация, а также сертификация специалистов для Арктики. Одна из задач – создание единого информационного поля, объединяющего научные знания об арктических территориях. 
Узнать больше об арктических исследованиях можно из онлайн-курса нобелевского лауреата профессора ТГУ Терри Каллагана «Меняющаяся Арктика».