Виктор Дёмин – об образовательной политике ТГУ в новом учебном году

13 Октября 2017

На Ученом совете ТГУ 27 сентября обсуждались в том числе итоги прошлого учебного года и задачи на текущий. Одно из решений совета – университет продолжает ориентироваться на модель выпускника и руководствоваться базовыми образовательными политиками, принятыми год назад. Три основные направления, или три «И»: интеграция науки и образования; индивидуализация и работа с талантами; интернационализация и партнерство.

Что происходит в университете в соответствии с этими политиками? Расскажем о некоторых изменениях.

Собственные образовательные стандарты

В этом учебном году университету предстоит внедрять новые образовательные стандарты (ФГОС 3++), однако более целесообразно и эффективно разработать и внедрить так называемые СУОСы (самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты). Такое решение Ученый совет ТГУ принял в апреле этого года по результатам анализа прошедшей государственной аккредитации.

Собственные образовательные стандарты ТГУ будут соответствовать:

  1. Интересам научных школ университета.
  2. Запросам работодателей.

  3. Региональной политике.

«Мы рассчитываем, что с 1 сентября 2018 года будем учиться по собственным образовательным стандартам. В аспирантуре их уже ввели, и этот опыт показывает, что с ними удобнее эффективно выстраивать образовательный процесс», – говорит Виктор Дёмин.

Занятия

Бакалавриат

Виктор Дёмин: «Некоторые университеты заявляют: мы стремимся быть магистерско-аспирантским университетом. Это означает, что они будут уменьшать набор в бакалавриат, вплоть до его закрытия. В нашей образовательной модели он присутствует. Во-первых, бакалавриат – некий социальный лифт, который позволяет человеку получить базовое образование по направлению, выбрать свою образовательную траекторию, подготовиться к магистратуре в том числе. А во-вторых, это основа для ресурсного формирования университетов».

В ближайшее время в университете появится широкий бакалавриат. Студенты смежных специальностей будут получать одни и те же базовые знания в одно и то же время. Условно: после первого курса все бакалавры физико-математических специальностей будут иметь одинаковый объем знаний по своему направлению, гуманитарных – по своему.

«На наш взгляд, это одна из составляющих классического образования, при условии, что перечень курсов не является узко специализированным, – считает Виктор Дёмин. – В таких укрупненных бакалавриатах можно задать и обеспечить общий для университета высокий уровень знаний и компетенций бакалавра. И именно широкий бакалавриат может стать базой для последующего (на 2, 3, 4 курсах и далее) построения индивидуальной образовательной траектории».

Разработку концепции и содержания широкого бакалавриата сейчас ведет группа «Бакалавриат», сформировавшаяся на стратегических сессиях ТГУ. Один из самых сложных вопросов, которые им предстоит решить, – какие дисциплины и области знания должны быть обязательными в широком бакалавриате классического университета мирового уровня. Чтение определенного набора книг? Общекультурные дисциплины? Дисциплины для формирования широкого кругозора о природе, человеке, обществе? По-видимому, и то, и другое, и третье… Поэтому задача у группы «Бакалавриат» очень сложная, отмечает проректор.

Магистратура

С каждым годом количество мест в магистратуре ТГУ увеличивается. По сравнению с 2013-м, первокурсников-магистрантов стало почти вдвое больше – 670 и 1300 соответственно. По уже утвержденным контрольным цифрам приема, в 2018 году будет примерно одинаковый набор студентов в бакалавриат и магистратуру.

На перспективные направления и эффективные образовательные программы количество мест должно увеличиваться за счет перераспределения набора с менее популярных программ. Перспективные направления – это те, которые интересны студентам и работодателям. Это студентоориентированные программы, выпускники которых востребованы среди работодателей.

Наличие таких программ в университете привлекает в него талантливых, способных и мотивированных магистрантов, аспирантов.

Студенты

Наиболее эффективными и востребованными показывают себя магистерские программы, организованные совместно с предприятиями. Выпускники сразу же получают место работы, а занятия проводят не только преподаватели ТГУ, но и сотрудники компаний. Пример такой программы – «Промышленные космические системы», организованная совместно с «Газпром космические системы». Подобные магистратуры сейчас создаются с «Сибуром» и другими предприятиями.

– Но не надо забывать и о магистерских программах исследовательской направленности. Они чрезвычайно важны, поскольку позволяют готовить кадры для работодателей другого типа – академических НИИ, научно-педагогических школ ТГУ, центров превосходства, САЕ, которые проводят прорывные, самые актуальные исследования, – говорит Виктор Дёмин.

Отметим еще один факт. В 2003 году бюджетный набор в бакалавриат, специалитет и магистратуру в ТГУ был около 1500 студентов, в 2017 – около 3000. При этом не все направления и специальности демонстрируют высокий балл ЕГЭ абитуриентов, высокую качественную успеваемость и выполнение госзадания по выпуску специалистов. В то же время ресурсы – учебные аудитории, общежития и так далее – ограничены и требуются для всех программ. Поэтому на прошедшем Ученом совете ТГУ принято решение разработать механизм учета этих особенностей при планировании набора, а особенно при открытии новых образовательных программ.

Стратегические академические единицы (САЕ) и магистратура

2016-2017 учебный год стал годом формирования САЕ – научно-образовательных консорциумов, сформированных на основе актуальных научных направлений. В ТГУ их четыре, каждая соответствует определенной составляющей качества жизни человека и общества. Физическая среда – САЕ Институт «Умные материалы и технологии», окружающая среда – САЕ TSSW: Сибирский институт будущего, современная цифровая среда – САЕ Институт человека цифровой эпохи, здоровье человека и его интеллект – САЕ Институт биомедицины. Качество жизни – это основной фокус дорожной карты повышения конкурентоспособности ТГУ.

Выпускники

Каждая САЕ ТГУ имеет магистерские программы. Их называют автономными, так как они не привязаны к конкретному факультету, междисциплинарные и управляются советом.

В автономной магистерской программе студент сам активно формирует свои компетенции, понимая, где он будет работать в дальнейшем. Большинство занятий проходят в интерактивной форме – в виде решения конкретных кейсов, практических заданий, исследовательских работ (проектное обучение, проблемное обучение). Кроме того, студенты участвуют в конкурсах грантов, различных программах. В САЕ Институт человека цифровой эпохи за прошедший год магистранты выиграли грантов на большую сумму, чем их наставники.

Магистратуры САЕ имеют конкретные цели: подготовить специалистов, которые будут заниматься передовыми исследованиями и технологиями. Все программы ведутся с зарубежными партнерами – ведущими специалистами в мире по этим направлениям. Среди партнеров ТГУ по совместным образовательным программам (не только САЕ): École Polytechnique(Франция), Голдсмис колледж Университета Лондона, Университет Маастрихта, Лондонская школа экономики Университета Лондона и другие.

Предполагается, что проектирование таких автономных программ, их реализацию, корректировку содержания в соответствии с мировыми трендами, закрытие, перепроектирование осуществляет совет и руководитель программы, а ответственность за эффективность несет САЕ. Однако прошедший конкурс на поддержку магистерских программ показал практически отсутствие компетенций по проектированию и конструированию экономически эффективных программ, отмечает Виктор Дёмин. Поэтому Ученый совет принял соответствующее решение об организации обучения таким компетенциям.

– Исходя из необходимости САЕ концентрироваться на определенном количестве направлений, число автономных магистерских программ существенно увеличиваться не будет. Одни будут закрываться, другие открываться. Но мы прогнозируем, что остальные программы через какое-то время станут формироваться по такому же принципу, поскольку в условиях современной экономики знаний образовательные программы должны быть очень динамичными и гибкими. Этот процесс может изменить назначение кафедры – она станет профессиональным сообществом людей, которые совместно будут вести исследования, методическую работу и в то же время будут конкурировать между собой за приглашение на ту или иную программу. Такой подход уже реализуется в Институте экономики и менеджмента.

За 2016-2017 учебный год созданы несколько новых институтов и научно-образовательных центров: Институт экономики и менеджмента, НОЦ «Высшая школа журналистики», Институт прикладной математики и компьютерных наук. В настоящее время филологический факультет и факультет иностранных языков обсуждают институциональное оформление НОЦ «Современные языки и литература».

Основные задачи такой интеграции: формирование центра ответственности за научно-образовательное направление, повышение качества образования и устранение дублирования.

Аспирантура

– Аспирантура по-прежнему является механизмом подготовки кадров высшей квалификации. Мы считаем, что человек, который поступил в аспирантуру, должен подготовить и защитить кандидатскую диссертацию. И все, что мы делаем, направлено на то, чтобы он ее защитил, а не просто получил диплом об окончании аспирантуры, – говорит Виктор Дёмин.

Это показал первый выпуск аспирантов, закончивших аспирантуру как уровень образования, с прохождением ГИА по гуманитарным направлениям и наукам о Земле: 56 человек окончили ее с дипломами об окончании аспирантуры, 34 из них подготовили диссертации и планируют защиты до конца 2017 года. Для сравнения, в прошлом году по гуманитарным направлениям и наукам о Земле было защищено только 14 кандидатских диссертаций.

В ТГУ человек может защитить не только кандидатскую диссертацию, но и PhD TSU. Этой возможностью чаще всего пользуются иностранные аспиранты. В 2017-2018 учебном году запланированы первые защиты диссертаций на соискание степени PhD TSU.

Цифровизация и процесс обучения

Образовательный процесс сегодня использует разные технологии. Лекция заменяется другими формами: семинарами, разборами кейсов, проектной работой. Все это предполагает большую самостоятельную работу студентов.

– Что бы хотели наши студенты? Они бы хотели получать информацию в удобное время, в удобном месте и в течение того времени, сколько они могут себе позволить. Ведь кто-то воспринимает информацию за 15 минут, а кто-то может 40 минут работать. Поэтому у электронного обучения большое будущее.

Многие курсы в ТГУ построены в системе Moodle, и 85% студентов и 42% преподавателей их используют как основное средство в учебном процессе. ТГУ официально засчитывает результаты экзаменов массовых открытых онлайн-курсов (МООК). «Мы бы хотели, чтобы преподаватели рекомендовали эти курсы так же, как список учебников», – говорит Виктор Дёмин. Решение о зачете МООК или дополнительной аттестации по предмету принимает руководитель образовательной программы.

Студент

Работа со школьниками

Университет должен «вырастить» своего абитуриента, поэтому продолжает активно работать со школьниками. В ТГУ работает Олимпиадный центр, идет сетевое сотрудничество с около 150 базовыми школами. Особенно активно в работе с талантами вуз сотрудничает с различными центрами и фондами: центром «Сириус», Рыбаков фондом, фондом Потанина, ресурсными центрами.

Вместе с областной администрацией университет организовывает сейчас в Томской области филиал центра «Сириус». ТГУ активно работает с «Кванториумом».

Свой абитуриент нужен и при поступлении в магистратуру. Поэтому сейчас организуется и начинает работу олимпиада «Я – профессионал» для бакалавров, по результатам которой будет проводиться зачисление в магистратуру. Олимпиада проводится Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Ассоциацией «Глобальные университеты», в которую входят ведущие вузы, в том числе и ТГУ. Обеспечение функционирования интернет-портала олимпиады осуществляет «Яндекс».

Олимпиада проводится более чем по 20 направлениям, ТГУ является вузом-организатором по направлениям «Биотехнология», «Психология», «Геология», «Экология». По нескольким направлениям университет – соорганизатор: «Математика», «Физика», «Фотоника и оптоинформатика», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Бизнес-инфрматика», «Журналистика», «Социология».

Школьники в Сибирском ботаническом саду

Еще одна олимпиада – Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» для магистров (МОАМ) – проводится для зарубежных бакалавров. Ее победители и призеры будут получать квоты Министерства образования и науки РФ для обучения в российских вузах. В этом учебном году олимпиада проводится по направлениям «Математика», «Физика», «Информатика» и «Экономика», ТГУ является соорганизатором по всем четырем.

Для чего все это делается?

Новая экономика формирует у работодателей новые требования к выпускникам вузов. Сегодня главное – умение быстро учиться новому и использовать эти знания нестандартно.

Общество достигло такого уровня развития, когда технологии быстро устаревают. Человек, который хочет быть успешным через пять лет, должен уметь самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, основываясь на том, что он знает и умеет. И если этого недостаточно – быстро дополнить список компетенций.

– Работодатели больше не хотят, чтобы человек пришел и просто начал выполнять какой-то узкий перечень обязанностей. Они хотят, чтобы при этом он был широко образован, мог хорошо говорить, писать, желательно на нескольких языках, решать нестандартные, междисциплинарные задачи и на протяжении всего своего пути учился новому. Он должен уметь адаптироваться под любую задачу и при необходимости сам наращивать компетенции и soft skills для ее решения, – отмечает Виктор Дёмин.

Именно поэтому много внимания будет уделяться самостоятельному обучению студентов, проектному обучению, изменятся магистерские программы и появится широкий бакалавриат – чтобы подготовить выпускника к миру, который будет ждать его за воротами университета.