Ключевые тренды

26 Декабря 2014

На заседании Ученого совета университета ректор подвел итоги уходящего года и поделился планами на следующий – 2015 год.

- Успехи, которых мы добились в 2015 году, – это результат всего коллектива, - подчеркнул Эдуард Галажинский. – Главный контекст, в котором мы жили и работали, – это полноценное вхождение в формат программы развития университета. Сегодня идет стратификация вузов, выделение ведущих университетов в России, в которых должна остаться магистратура и аспирантура, которые будут финансироваться по приоритетным основаниям. ТГУ в их числе.

По словам ректора, вся логика развития мирового образования подтверждает тот факт, что исследовательские университеты – это высшая лига образования. В ней идет жесткая конкурентная борьба за статус, который предоставляет новые возможности.

- В этой борьбе мы с вами в 2014 году поднялись на сто пунктов в международном рейтинге QS, - отметил Эдуард Владимирович. – Конечно, среди наших конкурентов есть такие, кто вырвался вперед как Новосибирский госуниверситет. Но, думаю, у нас есть все шансы его догнать. Это жизненно необходимо, поскольку только тот, кто демонстрирует реальный рост, получает безоговорочный приоритет при распределении ограниченных ресурсов.

Ключевыми трендами в 2014 году глава вуза назвал ориентацию на качество образования, а также повышение качества абитуриентов:

- В ходе нынешней вступительной кампании нам удалось привлечь абитуриентов на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Средний балл поступающих в ТГУ поднялся до 72 вместо 69 в 2013 году. Правда, этот балл подрос благодаря абитуриентам, поступающим в основном на социогуманитарные факультеты. Но и на физико-технические специальности, приоритетные для нашего вуза, проходной балл тоже немного поднялся.

Другой приоритет минувшего года – интернационализация университетской среды. Сейчас в ТГУ учатся более 1400 иностранных студентов. Большинство из них приехали из стран СНГ – Казахстана, Таджикистана, они учатся в основном на русском языке. Ничего плохого в этом нет, но в ТГУ нужно формировать и англоязычную среду, в которой одинаково успешно смогут учиться студенты из разных стран, в том числе азиатских – Китая, Индонезии, Вьетнама.

- Важным моментом является то, что у нас есть понимание: ТГУ должен быть вузом магистерско-аспирантского типа, - продолжил Эдуард Владимирович. – Бакалавриат без потери качества должен оставаться массовым образованием, а магистратура – элитным, связанным с исследовательской деятельностью. Увеличение количества магистерских программ – это тренд, который в этом году успешно реализован. В перспективе количество обучающихся в магистратуре и аспирантуре должно достигнуть 30 и даже 40 процентов.

Индивидуализация обучения – еще один приоритет. Может ли эта система обучения совмещаться с традиционной кафедральной и факультетской системой? На этот вопрос еще предстоит найти ответ. Но то, что это форма повышения персональной ответственности студента за свое развитие, ректор не сомневается. Он считает, что нужно создавать условия для индивидуальной траектории обучения. Студент должен иметь право прослушать интересующий его курс на другом факультете, который ему в дальнейшем зачтется.

Дополнительное профессиональное образование – тот самый ресурс, который должен стать одними их ключевых. По словам ректора, университет имеет очень серьезный задел в этой области. В 2014 году переподготовка и повышение квалификации осуществлялись в ТГУ по 190 дополнительным профессиональным программам. Обучение прошли порядка 10 тысяч человек, большинство из них – специалисты сторонних организаций.

- Чтобы сделать программы дополнительного профессионального образования более востребованными, нужно повысить их качество, совершенствовать содержание, - считаетЭдуард Галажинский. – Это та ниша, которая поможет компенсировать потери контингента студентов, которые есть не только у нас, но и во всей российской системе образования.

Жизнь университета сегодня во многом определяют рейтинги. На них ориентируются абитуриенты, партнеры, грантодатели. Возможно, рейтинги несовершенны, но этими инструментами сейчас пользуются во всем мире для определения эффективности того или иного вуза.

- Наша задача в 2015 году – подняться еще на 100 пунктов, потому что в 2016 году будет приниматься решение, кто остается в программе ВИУ, а кто из нее выбывает, - сказал ректор. – Все осознают прямую взаимосвязь между высокой наукой и финансовыми вливаниями. Только обильное финансирование может поддерживать исследования мирового класса. Поэтому мы должны претендовать на самые большие ресурсы в системе высшего образования России.

Сегодня, по словам ректора, концентрация ресурсов в ТГУ происходит вокруг центров превосходства и 64 лабораторий. В данный момент проводится экспертиза их деятельности с привлечением российских и международных экспертов. По результатам экспертизы будет приниматься решение о финансировании этих подразделений в следующем году.

- В плане наукометрических показателей мы сделали рывок, - сказал Эдуард Галажинский. – Заметно увеличилась публикационная активность, причем не только у представителей точных наук, но и у гуманитариев. Изрядное количество статей наших ученых опубликованы в ведущих научных журналах, учитываемых в базах данных Web of Science и Scopus.

Еще одно новшество уходящего года – сетевой способ организации науки. Лаборатории становятся сетевыми, поскольку получать результаты мирового уровня можно только в коллаборациях, в том числе с зарубежными партнерами. Междисциплинарность – это безусловный приоритет в современной науке. И в ТГУ по такому принципу создаются коллективы и проекты.

- В 2015 году будет продолжена работа по вовлечению студентов и сотрудников в систему управления университетом, - отметил глава вуза. - Мое глубокое убеждение, что управление – это профессиональная деятельность. И мы должны жить в двух реальностях: быть учеными и управленцами. Мы должны знать и использовать эффективные управленческие инструменты. Формировать управленческое мышление.

Также ректор отметил, что в 2014 году ТГУ основательно поработал над своим новым имиджем. По его словам, добрая репутация в условиях жесткой конкуренции – это 50% успеха.

- Проводилась работа по брендированию университета, вы принимали в ней участие, - напомнил Эдуард Галажинский. – Брендирование – это попытка коротко, но емко сформулировать, в чем заключается уникальность нашего университета. Причем, этот сигнал надо послать внешней аудитории. Абитуриенты, решающие, куда пойти учиться, наши потенциальные партнеры должны улавливать его на уровне впечатлений, интуиции.

Конечно, в непростой экономической ситуации одним из главных вызов 2015 года станет поиск новых источников финансирования университета. Бюджетное финансирование сокращается. Поэтому важно выигрывать средства на конкурсной основе. Наши ученые и сейчас получают солидные гранты. Важно не сдавать позиции, а также создавать инновационные предприятия, привлекать средства в эндаумент-фонд.