Воспитанники «Сириуса» вместе с психологами ТГУ изучают креативность

23 Апреля 2018

В рамках сотрудничества с образовательным центром «Сириус» ученые Международного центра исследований развития человека ТГУ продолжают реализацию масштабного проекта «Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности» IDEAs. Сотрудник центра Анна Будакова провела очередное тестирование пространственных способностей и других когнитивных характеристик школьников, а также презентовала воспитанникам «Сириуса» клуб «Когнитивные исследования» по теме «Креативность».

В феврале в образовательном центре «Сириус» стартовал лонгитюдный (длительный) проект по изучению индивидуальных различий в образовании, достижениях и одаренности при участии Международного центра исследований развития человека ТГУ. Руководит исследованием Юлия Ковас, директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) (Голдсмитс, Университет Лондона) и Международного центра исследований развития человека ТГУ.

В «Сириус» приезжают талантливые школьники в разных областях деятельности – интеллектуальной, спортивной, художественной и музыкальной. Комплексное изучение когнитивных и других характеристик этих ребят позволит проверить многие гипотезы и получить новое научное знание, которое необходимо для успешной персонализации образования», – отмечает Юлия Ковас.

Исследователи будут изучать и творческие способности, и достижения школьников. Анна Будакова посетила «Сириус», где во время внеурочной деятельности воспитанников образовательного центра презентовала клуб «Когнитивные исследования» по теме «Креативность». Заинтересованные школьники могли присоединиться к деятельности клуба, познакомиться с понятием «креативность» и под руководством ученых познакомиться с методами и особенностями его оценки.

Мы стараемся сделать науку интересной, – поясняет Анна Будакова. – Исследование дает обратную связь с детьми, а клуб мы постарались сделать образовательно-полезным и в тоже время в интересной и доступной форме рассказать про этапы научного исследования. К тому же дети знают английский, что позволило дать им возможность послушать иностранных специалистов по теме.

Анна отмечает, что проект разрабатывался в партнерстве с исследователем из колледжа Голдсмитс Университета Лондона Тэму Тойваненом. В частности, его лекции по креативности легли в основу презентации и первого занятия клуба.

Термин «креативность» используется очень часто, в самых разных контекстах, но с научной точки зрения он пока еще плохо понят. Остаются неясными структура креативности, процессы ее развития, взаимосвязи с другими когнитивными и некогнитивными характеристиками, с академическими и творческими достижениями, – рассказывает Тэму Тойванен.

На занятиях клуба ученые применяют различные методы исследования креативности, в частности, метод «Альтернативного использования». Воспитанникам дают несколько слов, обозначающих простые предметы, и за определенный отрезок времени они должны придумать самые оригинальные способы использования этих предметов. Цель – дивергентное мышление и его связь с различными формами деятельности. 

Добавим, что в исследованиях в рамках проекта по изучению индивидуальных различий в образовании, достижениях и одаренности принимают участие магистранты программы «Развитие человека: генетика, нейронаука и психология» ТГУ. В апреле Анна Будакова подготовила к работе по проведению тестирования и занятиям клуба «Когнитивные исследования» магистранта 1 курса Валерию Козьминых, которая вместе с ней посетила «Сириус» и сейчас организует занятия клуба. В «Сириусе» также прошли стажировку магистранты Влада Репейкова и Олег Ли.

Таким образом ведется продуктивное и масштабное сотрудничество Международного центра исследований развития человека ТГУ с образовательным центром «Сириус», что в перспективе приведет к получению полезных научных знаний и практических рекомендаций для образования.