Илья Мясников: «Журналисты учатся дата-гуманизму»

24 Апреля 2018

Декан факультета журналистики ТГУ Илья Мясников принял участие в саммите для визуальных журналистов SND Infographics Summit в Гонконге. На этом мероприятии он стал единственным представителем из России.

Эксперты в области инфографики – сотрудники известных изданий и порталов, в том числе агентства Reuters, изданий National Geographic, Wall Street Journal, Financial Times, South China Morning Post поделились с участниками саммита трендами в области визуализации данных. Журналисты из Азии, Европы и Америки также приняли участие в практических мастерских по созданию визуальных историй.

Илья Мясников поучаствовал в дискуссии профессионального сообщества инфографистов и побывал на их мастер-классах, а также представил мультимедийные проекты студентов-журналистов ТГУ.

Концентрация лучших инфографистов мира

– Саммит был организован Обществом новостного дизайна – некоммерческой организацией, которая борется за то, чтобы новости и информация СМИ были не просто красивыми, но и разъясняли сложное, помогали понять, как устроен мир, и что в нем происходит.

Саммит проходил в Гонконге неслучайно — он является центром огромного региона, где масс-медиа развиваются очень активно. Это миллиарды читателей новостей, у которых особая традиция чтения, свои представления о политике и обществе, очень насыщенная социальная и культурная жизнь. Не случайно и то, что партнером саммита выступила газета South China Morning Post – англоязычное издание, которое читают во всем регионе, и оно использует самые качественные форматы подачи новостей. В мероприятии приняли участие и ряд «топовых» СМИ: агентства Reuters, France Press и Bloomberg, Financial Times, National Geographic. Все эти агентства и издания уделяют большое внимание образовательным проектам, здесь понимают, что специалисты должны находиться в постоянном контакте и учиться друг у друга, подхватывать и развивать лучший опыт. 

Визуальные истории в эпоху Big Data

– Визуализация данных и инфографика, с одной стороны, стали очень популярными темами, с другой стороны, коммуникация становится все более сложной. Доступных данных сейчас так много, что рассказ о них становится сложным и фактически бессмысленным, так как читатели просто не могут усвоить всю информацию. 

Эксперименты с big data уже сейчас намекают человеку, что он не контролирует то, что происходит с данными, не способен уложить их в голове, проанализировать без специальных инструментов. Возникает ощущение, что уже компьютеры разговаривают друг с другом, а человек из обмена информацией выключен. То же происходит и с инфографикой – существует огромное ее количество, но она не помогает человеку понять этот мир, не описывает его, а просто создает визуальный шум. Чтобы этому противостоять, профессионалы отрасли должны быть в диалоге друг с другом и вместе искать подходы к проблеме.

Data Humanism – новый принцип инфографики

– Один из участников саммита – гуру инфографики Хавьер Эрреа, глава компании Errea Communications, профессор университета Наварры – описал новый принцип, который визуальным журналистам предстоит освоить, — это дата-гуманизм, то есть стремление к тому, чтобы данные, даже самые сложные, помогали их читателю ориентироваться в глобальном потоке информации, разобраться в самом себе и понять людей вокруг. 

Одним из примеров того, как инфографика позволяет понять мир, — работа дизайнера Адольфо Арранца из South China Morning Post «Город анархии», которая рассказывает о судьбе города-крепости, города-трущобы Коулуна. Здесь из маленького исторического поселения выросли настоящие азиатские фавелы, на территории 2,5 гектара проживало около 50 000 человек, а жизнь «крепости» контролировалась триадами.



Адольфо Арранц создает визуальную историю — тысячи элементов газетной графики реконструируют быт жителей Коулуна, помогая понять, что происходило здесь в течение ХХ века на территории, которую сегодня занимает парк «Коулун». Инфографика помогает вести репортаж из прошлого и бороться с мифами и стереотипами.

Участие в саммите для ТГУ

– Два дня нашей работы были посвящены своеобразной мастерской, где несколько десятков визуальных журналистов узнавали потаенную жизнь Гонконга, например, его религиозных и культурных объектов, общественного транспорта и так далее, чтобы выбрать интересную тему и сделать из нее визуальную историю.


Команда, в составе которой я участвовал в воркшопе, выбрала тему гонкогского рынка сушеных морепродуктов, потому что она показалась нам крайне интересной и одновременно сложной и запутанной. Эта история имела экономический, культурный, социальный, экологический и даже криминальный контекст. Выяснилось, что мы имеем дело с гигантским, многомиллиардным рынком со множеством разновидностей товаров – акульих плавников, морских гребешков и огурцов, китайских лекарств… Нерв этого рынка — одна улица, где продавцы и живут, и работают. Многие из них связаны исторически с контрабандистами, браконьерами. Вскоре выясняется, что ты здесь уже не просто прогуливаешься как турист, а имеешь дело с большой и серьезной общественно-политической темой. Нашей задачей было найти для нее визуальное решение, понять, как история может быть рассказана в печатном издании, в интернете, на мобильном устройстве…


Чем для нас полезен этот воркшроп и в целом саммит? Профессия журналиста – она настолько динамична, что мы как преподаватели и действующие журналисты должны всегда встраиваться в повестку, узнавать тренды и передавать их своим студентам. Что мы и делаем. ТГУ — один из немногих вузов России, где визуальной журналистике и профессиональной инфографике уделяется огромное внимание. Томск изучает самые современные технологии и тренды в инфографике и самые современные индустриальные стратегии, чтобы передавать их студентам. Поэтому общение с профессионалами мирового уровня нашим преподавателям и студентам просто необходимо.

Здесь мы и сами можем показать то, что умеют студенты ТГУ. Большой интерес вызывают мультимедийные кроссплатформенные проекты, созданные студентами ТГУ, – это проект «Внутренняя Эстония», который не раз становился призером различных международных конкурсов, планшетное приложение о заселении Марса «Зеленый Марс», приложение «Городские птицы» и так далее. Эти проекты уже были известны в профессиональном сообществе и высоко оценены экспертами.

Автор фото: Сатоши Тойошима