В Лондоне вышла монография российских ученых об аморфных сплавах

18 Мая 2018

Международное книжное издательство Taylor & Francis Group опубликовало результаты фундаментальных исследований российских материаловедов, посвященных изучению структуры аморфных сплавов – конденсированных сред, для которых характерно неупорядоченное расположение атомов в пространстве. Эти материалы широко применяют при производстве электротехники, в ОПК и других областях. Несмотря на то, что исследование аморфных сплавов, обладающих уникальными физическими свойствами, началось еще в 70-е годы, их структурные состояния все еще далеки от полного понимания.

Авторами монографии, вышедшей в Лондоне, являются ведущие российские ученые – директор СФТИ ТГУ Александр Потекаев, директор Института металловедения и физики металлов им. Г.В. Курдюмова (входит в ЦНИИчермет) Алесандр Глезер и ученый Центрального научно-исследовательского института черной металлургии им. И.П. Бардина Алиса Черетаева.

Аморфные (некристаллические) сплавы – это вещества без кристаллической решетки. Получают их за счет быстрого охлаждения (скорость должна составлять сотни тысяч или миллионы градусов в секунду), поэтому атомы не успевают занять положенные им места, – говорит один из авторов монографии директор СФТИ ТГУ Александр Потекаев. – Получаемые таким способом сплавы на основе ферромагнетиков (железа, никеля) обладают более выгодными свойствами – прочностными, магнитными – для применения в электротехнике по сравнению с электросталью, ферритами и другими подобными материалами.

Аморфные сплавы обладают уникальными характеристиками, но вместе с тем являются слабоустойчивыми системами. Даже небольшие изменения условий их существования (температуры, нагрузки, состава) могут приводить к существенному изменению структурно-фазового состояния и свойств. Для различных систем управляющие параметры разные и далеко не всегда понятно, какие параметры нужно поменять для получения желаемых свойств материала.

В монографии авторы отвечают на целый ряд фундаментальных вопросов, касающихся, прежде всего, физических аспектов образования, поведения, особенностям структуры и свойств слабоустойчивых к внешним средам аморфных сплавов, и предлагают методы повышения стабильности таких конденсированных систем.

Монография будет полезна студентам, магистрантам и научным сотрудникам, занимающихся созданием новых материалов.

Taylor & Francis Group – международное книжное издательство со штаб-квартирой в Великобритании. Было основано в 1852 году Уильямом Фрэнсисом и Ричардом Тэйлором. Представляет собой одно из подразделений британской компании Informa. Специализируется на публикации академической литературы и научных журналов. Taylor & Francis ежегодно публикует более 1800 новых книг и 1000 журналов. Издательство имеет восемь офисов: в Великобритании, Нью-Йорке, Бока-Ратоне, Фильфадельфии, Сингапуре и Сиднее.