Слово ректору:

4 Февраля 2015

На недавнем совещании в Сколково по инновациям, в котором  я участвовал, почти все выступающие обсуждали систему антикризисных мер, принимаемых со стороны Президента и правительства РФ. В этой связи звучали вопросы, не растворится ли без осадка в этих новых, не слишком благоприятных, условиях вся наша тематика инноваций. 
Мои ощущения следующие. С одной стороны порадовало, что вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил готовность государства поддерживать инновационные процессы в стране и в самые тяжелые времена, понимая их первостепенную важность. 

С другой стороны, немного настораживает то, что вопросы многих коллег из регионов были связаны именно с дотациями. Технопарки и инкубаторы еще не научились по-настоящему зарабатывать и очень сильно привязаны к механизмам государственной поддержки. Получается, что система пока не работает как надо, несмотря на то, что её основные элементы уже созданы. Без дополнительной господдержки она буксует. Это то, что мы сейчас активно  обсуждаем при разработке нового варианта Дорожной карты развития ТГУ. 

Кстати, хотел бы уточнить и свое понимание понятия «инновации», которое многие считают уже довольно затертым. Возможно, это и так. Но сам смысл слова своей актуальности не теряет. Мне нравится определение, которое дал Георгий Владимирович Майер: инновации – это конверсия научного знания в экономические, экологические и социальные блага для повышения качества жизни человека и общества.   Можно сказать и так, что инновации – это некий интерфейс между университетом и обществом. 

На ближайшие годы формирование такого интерфейса должно стать для нас одним из главных приоритетов. Нужно стать менее зависимыми от государственного бюджета и более богатыми для воплощения своих планов. Мы обязаны выстроить конверсию нашего научного знания, ведь мы  – реальный исследовательский университет. Никто просто так не придет и не купит результаты наших исследований и разработанные нами технологии. 

Сегодня процесс превращения знания в продукт очень технологичен. Существует определенная совокупность и последовательность решений и действий, нарушать которые нельзя. Кроме того, в эту цепочку должны быть включены люди с совершенно определенными компетенциями. И с учетом этого алгоритма и надо выстраивать весь научно-образовательный процесс.  

Кажется, что роль классического университета кардинально меняется. Если раньше его основной функцией считалось производство, прежде всего, нематериальных общественных благ - интеллектуального и духовного потенциала страны, то сегодня говорится о том, что университет необходимо рассматривать и как своеобразный экономический «движок». Но так ли нова такая точка зрения на классический университет?

Недавно я еще раз внимательно пересмотрел мемуары профессора Василия Флоринского, которому император поручил вести весь проект по открытию первого университета в Сибири. Как известно, в этом проекте главным конкурентом Томска был Омск. В своих мемуарах Флоринский четко прописывает, почему он, не будучи никогда в Томске, бился за то, чтобы первый сибирский университет был именно здесь, а не в Омске. По его мнению, Омск был на тот момент городом, прежде всего, военным и чиновничьим, и к науке абсолютно равнодушным. 

Томск же в то время был центром крупнейшей в России губернии, в которую входили Красноярск, Кемерово, Новосибирск и даже часть Казахстана. Он был крупнейшим транспортным узлом с развитыми торговлей и производством. Здесь проживало экономически активное население. Поэтому, с точки зрения дальнейшего развития всего огромного сибирского региона, он был более перспективным. Именно этот аргумент и стал решающим для специальной комиссии, проголосовавшей за Томск как первый университетский город в Сибири. 

Таким образом, Василий Маркович считал, что Томский императорский университет должен решать не только социокультурные, но прежде всего экономические задачи. Он убеждал императора в том, что университет в Томске станет двигателем прогресса, который с помощью исследовательских инструментов изменит к лучшему жизнь и экономику Сибири.

Позже (в советское и перестроечное время) мы как-то соскользнули с этой первоначальной, вполне прагматической задачи, на «функцию общественного блага». Она безусловно тоже важна, но с исторической точки зрения всё-таки более приоритетной была другая логика – логика развития общества и экономики региона и страны, в целом. Вот и получается, что идея конвертации научных знаний в технологии и производство не так уж и нова. По крайней мере, для нашего университета. Иными словами, она есть в самой «генетике» ТГУ. Я рекомендую всем перечитать мемуары Флоринского, чтобы еще раз осознать первоначальную миссию университета. 

Отсюда наши планы на ближайшие годы – выстроить вокруг университета систему компаний, ориентированных на повышение качества жизни человека и общества и производство продукции с помощью самых передовых технологий. Компаний, для которых высококвалифицированный специалист – это не только человек с определенными профессиональными компетенциями, но и с системным и критическим мышлением; а также с высокой культурой и определенными моральными принципами, не позволяющими торговать интересами Родины и включаться в какие-либо коррупционные схемы. 

Есть компании, которым реально нужны такие люди. Например, ОАО «Газпром космические системы». И они не могут найти подобных специалистов в нужном для себя количестве. А у нас они могут появиться, поскольку их подготовка является одной из основных функций классического университета. И сейчас нам нужно так перенастроить наши образовательные технологии, чтобы ТГУ готовил как можно больше таких выпускников. Поэтому компании вместе с университетом организуют специализированные магистратуры, совместные кафедры, курсы повышения квалификации. 

Я уже сейчас вижу, минимум, десяток крупных инновационных компаний, с которыми мог бы и должен сотрудничать наш университет. Я встречался с их руководителями, и они подтверждали, что реально нуждаются в новых специалистах, технологиях и разработках. Но работа с такими компаниями требует перенастройки системы управления в университете. Необходимо уйти от практики «получится – не получится». Не просто должно получиться (другого варианта не существует в принципе), а в определенные сроки и с определенным качеством и гарантиями. Это уже не свободный полет без руля и ветрил, а полет по четко заданному маршруту. 

Для того, чтобы всё это получилось, мы сейчас пытаемся анализировать, какие типы инновационных продуктов и технологий более всего востребованы на отечественном и международном рынках. Становится ясно, что здесь нужно идти сразу по нескольким направлениям: доработка результатов фундаментальных научных исследований (их «кристаллизация»); работа под заказ конкретных компаний; подготовка и распространение новых образовательных программ и технологий, а также проектов развития социальной сферы. 

Последнее направление не несет непосредственные материальные выгоды для университета, но позволяет реализовать его социальную ответственность и повышает его положительную репутацию, помогающую находить новых, сильных в экономическом отношении, партнеров. Партнеров, которым нужны новые научные разработки и исследования, а также люди особого типа, которыми всегда славился наш университет. И только с такими партнерами мы можем решать свои очень сложные, амбициозные, но реальные задачи – войти в ТОП-100 к 2020 году.