Девять членов Совета из разных стран и городов оценили, как
реализуются поставленные полгода назад задачи, ведут ли они к развитию
Института, и какой требуют корректировки. Главным итогом заседания
Попечительского совета Института экономики и менеджмента ТГУ стало
решение продолжить структурные и научные преобразования. Поставлен ряд
новых стратегических задач.
Заседание Попечительского совета специально приурочили к
празднованию 140-летнего юбилея ТГУ: все гости смогли принять участие в
торжественных праздничных мероприятиях, многие из них поучаствовали в
конференции #EdCrunch в качестве спикеров, панелистов, а также выступили
с открытыми лекциями для студентов и преподавателей университета,
представителей бизнес-сообщества, органов власти.
В заседании приняли участие председатель Попечительского совета ИЭМ ТГУ Оксана Козловская (председатель Законодательной Думы Томской области), Эдуард Галажинский (ректор ТГУ), Виктор Дёмин (проректор по учебной работе, директор Института экономики и менеджмента ТГУ), Валерий Катькало (ректор Корпоративного университета Сбербанка), Йохан Виссема (почетный профессор Делфтского технического университета, Нидерланды), Жан-Поль Ларсон (почетный профессор Высшей коммерческой школы Парижа, Франция), Хейн Реэлфсэма (директор Центра предпринимательства Школы экономики Утрехтского университета), Андрей Филатов (генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия), Юрий Пуха (партнер консультационной группы PwC в России).
В начале заседания проректор ТГУ, директор ИЭМ Виктор Дёмин представил нового члена Попечительского совета, директора Центра предпринимательства Школы экономики Утрехтского университета Хейна Роэлфсэму,
сотрудничество с которым началось в ноябре, и который внес значительный
вклад в разработку проекта Центра предпринимательства ИЭМ ТГУ.
Члены совета внимательно отнеслись к последовавшему докладу Виктора Дёмина,
посвященному основным результатам деятельности института и приоритетам
развития до 2020 года. По итогам доклада состоялась плодотворная
дискуссия.
В своем выступлении Виктор Дёмин отметил ключевые моменты,
касающиеся проведенной работы: разработана дорожная карта развития
Института на 2018–2020 гг., сформированы Советы образовательных
программ, которые определяют их содержание. Более 65% состава Советов –
представители бизнес-структур и органов власти.
Появилась новая программа на английском языке – International
Management. Со следующего учебного года начнется обучение по профилю
«Менеджмент в здравоохранении» (в сотрудничестве с СибГМУ). Разработана
образовательная программа подготовки бакалавров Parallel Degree in
Business and Management совместно с Лондонской школой экономики, набор
на которую начнется уже в 2018 году.
Разработана концепция Центра предпринимательства, который откроется 7
сентября. Институт запускает предпринимательский трек в рамках всего ТГУ
(курс «Предпринимательство» включен в программы бакалавриата 12
факультетов, его прослушают более 800 студентов). Планируется создание
студенческого Клуба предпринимателей.
В числе ближайших задач – преобразование программ бакалавриата,
создание центра компетенций по программам дополнительного
профессионального образования. У слушателей будет возможность пройти
краткосрочные программы и тренинги, в том числе от авторитетных
экспертов мирового уровня. Например, уже в июне лекцию по эмоциональному
интеллекту проведет звезда мирового масштаба, профессор Йельского
университета Дэвид Карузо.
Члены совета отметили, что за полгода, прошедшие с предыдущего
заседания, была выполнена огромная работа – все поручения выполнены.
Оживленную дискуссию вызвал вопрос о стратегическом соотношении
бюджетных и коммерческих мест для обучения, а также акцент в
образовательной деятельности – бакалавриат или магистратура.
Валерий Катькало считает, что соотношение платных и бюджетных мест – это стратегическое решение вуза, а не вопрос федерального финансирования:
– Мы видим примеры крупных вузов, когда они финансируются от платных студентов и не получают бюджетных средств. Источник финансирования зависит лишь от стратегического решения руководства института. Есть разные возможности. Бакалаврские программы тоже имеют хороший потенциал в развитии высшего образования.
Жан-Поль Ларсон добавил идею о том, как вуз через соответствующие акценты в образовательных программах может конкурировать в международном сообществе:
– Проблема в балансе программ бакалавров и магистров. В России сложно конкурировать по подготовке бакалавров, да и во всем мире есть гиганты, с которыми трудно конкурировать, и нужно распределить энергию так, чтобы не раствориться среди них. Конкуренция может переместиться в область подготовки магистров. Нужно управлять этим очень активно с учетом рыночной ситуации. Любая программа с самого момента ее создания должна соответствовать международным целям и, соответственно, стандартам обучения. В частности, новая программа ИЭМ «Международный менеджмент» – это международный стандарт.
Валерий Катькало обозначил программы, которые, по его мнению,
можно вывести на международный уровень: предпринимательство, public
administration, международный менеджмент. «Думаю, нужно
сконцентрироваться на эволюции портфеля программ. Нужно создавать бренды
именно на основе магистерских программ для университетов».
Предпринимательский трек
Важным моментом в дискуссии стало обсуждение предпринимательского направления в образовании. Хейн Роэлфсэма
отметил, что все, что было запланировано в рамках развития
предпринимательского трека, выполняется: Центр предпринимательства
готовится к открытию, запускаются курсы в рамках образовательных
программ ТГУ.
Йохан Виссема озвучил общемировой тренд, когда университеты
становятся центрами предпринимательства, и это соответствует стратегии
развития ИЭМ: чтобы ресурсы института (в том числе и помещения) работали
для студентов всех специальностей. «Многие компании смогут приходить
сюда работать, это увеличит и доходы, и позиции в рейтингах, и
репутацию».
Цифра: не виртуальность, а реальность
Андрей Филатов и Юрий Пуха добавили в обсуждение еще один акцент. По их мнению, для повышения эффективности работы института необходимо не только использовать новые цифровые технологии при обучении, но и включить соответствующую тематику в образовательные программы.
– Сегодня нет компаний, которым не нужны цифровые технологии, – отметил Андрей Филатов, – они нужны всем. И это хороший катализатор для бизнес-образования. Если мы включим в процесс цифровые технологии, начнем с базового уровня, а потом будем развивать понимание, как они могут быть применены для разных бизнес-моделей и т.д. – то это поможет развитию бизнес-школы.
Юрий Пуха порекомендовал подумать о новых практиках обучения с применением разных видов цифровых технологий.
– Для нас применение современных цифровых технологий в образовании уже является приоритетом, – отметил Эдуард Галажинский. – Как раз в эти дни в ТГУ проходит конференция #EdCrunch, которая собрала около тысячи участников из разных городов и стран. Мы анонсировали создание института современных технологий в обучении (пока виртуального). Идея, которая прозвучала восемь месяцев назад, сегодня реализуется. Профессор Йохан Виссема дал согласие стать научным руководителем и куратором этого проекта. Летом мы проведем ряд проектных мероприятий по определению стратегических приоритетов, на которые нужно делать ставку. Выберем направления, в которых необходимо двигаться в логике экосистемы – сегодня это главный тренд развития. Мы также будем привлекать партнеров, компании к этой работе.
Наука в институте
Отдельно был обсужден вопрос научной работы, основой для обсуждения стала презентация заместителя директора Института по научной работе Светланы Моисеевой. Здесь тоже было высказано много предложений и замечаний по фокусировке на современных трендах, движению в предметных рейтингах, повышению публикационной активности, продвижению журнала «Вестник ТГУ. Экономика». Все члены Попечительского совета выразили готовность активно участвовать в этих направлениях работы.
– Прозвучало много интересных предложений, которые требуют систематизации и создания планов их реализации в рамках модернизации дорожной карты развития Института, – подвела итог заседанию Оксана Козловская. – Обозначенные задачи и подходы должны быть реализованы до нашей следующей встречи, чтобы мы так же хорошо продвинулись, как и в этот раз.