Эксперт из Франции рассказал о том, как успешно осваивать новые рынки

7 Июня 2018

В институте экономики и менеджмента ТГУ состоялась открытая лекция Жан-Поля Ларсона, заслуженного профессора Высшей коммерческой школы Парижа, члена Попечительского совета ИЭМ «Стратегии выхода на развивающиеся рынки». Эксперт объяснил, какие факторы влияют на успешность этих процессов, а также рассказал, какое преимущество российских компаний может ускорить их рост и глобализацию.   

По мнению Ларсона, когда компании решают, в каком направлении развиваться, они обращают внимание на возможность роста экономики разных стран. Эксперт выделил четыре мотива инвестирования в развивающиеся рынки: поиск ресурсов (нефть, газ, минералы, вода, аграрные ресурсы и др.), поиск новых рынков (учитывается размер рынка, ожидаемый рост, выход в региональную или свободную торговую зону), поиск стратегических активов (доступ к передовым технологиям, квалифицированной рабочей силе, творческим талантам, брендам, распределительным сетям, логистическому хабу) и поиск эффективности (преобразование цепочки создания стоимости: новые узлы для производства, распределения и реорганизации сети поставщиков с целью снижения затрат)

Компании выбирают города, где они могли бы вкладывать в современные технологии, высококвалифицированный персонал, где есть новые ресурсы - газ и нефть,  новые технологические решения, - говорит Ларсон. - Так, например, финская Stora Enso вкладывается в лесные компании по всему миру. Большой новый рынок успешно функционирует в Китайской провинции Guanxi. Начав с изучения возможностей лесопосадок в Китае в 2000 году, в 2016 году инвесторы вложили € 800 млн. в завод по производству жидкой потребительской тары (занимает 85 000 гектаров древесных плантаций, где работает 3000 сотрудников). Это крупнейшие прямые инвестиции северных стран в Китай.

Профессор подчеркнул, что для успешного бизнеса необходимо адаптировать продукт к рынку. Есть определенная дистанция – географическая, культурная. Надо понимать покупательную способность, логистические возможности. России, например, удобно выходить на рынки стран, менталитет которых нам близок – Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Словения.

Жан-Поль Ларсон выделил четыре режима выхода на рынок: инвестиции «с нуля», слияние и поглощение, совместное предприятие, сотрудничество без владения акциями. Показательный пример сотрудничества без владения акциями - Французская компания «Ашан», очень известная франшиза в России. В 2012-м году она зашла на рынок, а в 2016-м в России появилось уже 100 гипермаркетов. Компания не боится  менять стратегию, чтобы привлекать покупателей: так, в России началось развитие нового бренда – «Мой Ашан». Появилась линия косметики и продуктов, которые больше соответствуют потребностям региона.

Среди ключевых управленческих дилемм при выходе на новые рынки спикер назвал потенциальную мощность рынка, технологический трансфер, баланс между присутствием на зрелых и развивающихся рынках, а также время выхода на новые рынки. При этом экспансия обеспечит более высокий рост компании и откроет окно возможностей: у вас будет привилегия  первопроходца.

Конечно, сложно бороться с «Samsung», поскольку он является глобальной компанией, – говорит Жан-Поль Ларсон. – Это вряд ли получится у российского предприятия. Однако у вас есть свои преимущества – это ваши ресурсы и инновации. Вы можете привнести технологии, предлагать свои услуги большим компаниям и правительству. Необходимо понимать и продвигать свою уникальность. Если вы не делаете этого, ваш бизнес не будет иметь перспектив.

Добавим, что первого июня Жан-Поль Ларсон принял участие в заседании попечительского Совета ИЭМ, где обсуждались стратегические планы бизнес-школы мирового уровня с участием международных экспертов - представителей крупных мировых компаний, бизнес-школ, исследовательских центров и фондов развития из России, Франции, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии и США.

Жан-Поль Ларсон - заслуженный профессор Высшей коммерческой школы Парижа. Получил докторскую степень по менеджменту в университете Дофина в Париже. Обучался в Гарвардской школе бизнеса.
С 1982 по 1989 год являлся деканом Высшей коммерческой школы Парижа (HEC Paris) и организатором CEMS Global Alliance.
С 1989 по 2009 год Жан-Поль Ларсон реализовал ряд образовательных проектов в области менеджмента в Центральной Европе.