Консорциум университетов повысит качество образования поколения Z

17 Июля 2018

Томский государственный университет при поддержке Дальневосточного федерального университета и Университета НТИ «20.35» организовал круглый стол по инновациям в образовании на интенсиве для технологических лидеров «Остров 10-21». Ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал о вызовах, с которыми сталкивается современное образование, и как университет меняется в соответствии с запросами цифровой экономики. Также вузы решили организовать консорциум, чтобы разработать новые инструменты для улучшения качества образования поколения Z.

«Остров 10-21» – это первая в России ускоренная образовательная программа по подготовке кадров для цифровой экономики и НТИ. Она проходит с 10 июля на острове Русском во Владивостоке. Мероприятие рассчитано на 1000 участников – лидеров технологического развития России, прошедших онлайн-отбор. В нем участвуют технологические предприниматели, талантливые школьники, стартаперы, региональные и федеральные чиновники, специалисты в области Big Data и цифровых дисциплин.

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский уже неоднократно отмечал, что сейчас нужны новые образовательные технологии, которые соотносятся с особенностями поколения Z. Исследования показывают, что молодые люди, выросшие в цифровой среде, к примеру, не могут долго удерживать внимание, иначе воспринимают и усваивают информацию. Это необходимо учитывать и формировать у поколения Z необходимые жизненные, профессиональные, личностные качества, используя технологии передового обучения и цифровые инструменты. Это поможет молодым людям учиться быстрее, качественнее, продуктивнее.

Для решения этой задачи на круглом столе було решено создать консорциум, куда войдут столичные и региональные вузы. Инициативу уже поддержали ТГУ, МИСиС, ВШЭ, Университет НТИ «20.35», ДВФУ, УРФУ, СВФУ.

Для нас важно сложить консорциум участников, которые разделяют принципы открытого обмена данными, потому что сегодня радикальное повышение качества образования и построение индивидуальных образовательных траекторий возможно только на основе новых инструментов, которые мы все должны создать, – отметил Эдуард Владимирович. – Я рад, что сегодня значительное количество университетов готово присоединиться к этому консорциуму, что университеты, реализующие разные образовательные модели, сегодня договариваются об открытом обмене данных, выработке протоколов, совместных исследовательских программ и инструментов. Это, на мой взгляд, прорывной шаг в создании нового типа инфраструктуры для улучшения качества образования.


Модератором круглого стола по инновациям в образовании выступил научный руководитель лаборатории наук о больших данных и проблемах общества ТГУ и профессор университета штата Орегон (США) Михаил Мягков. Эксперты обсудили неизбежность disrupt-проектов, какие вызовы они ставят перед вузами, и как должно меняться образование в соответствии с требованиями цифровой экономики.

Disrupt проекты – это инициативы, следствием которых является разрушение старых форматов и создание чего-то принципиально нового. В сфере образования это открытые электронные образовательные платформы, создание цифровой образовательной среды и многое другое.

При реализации дорожной карты ТГУ в рамках программы «5-100» именно disrupt-проекты определяют развитие университета за границей 2020 года, в частности в сфере образования. Так, на базе ТГУ был создан Институт передового обучения (Advanced Learning Institute). Его задача – развивать направления, связанные с цифровизацией образования, его персонализацией и формированием предпринимательского мышления, необходимыми для перехода страны к цифровой экономике.

Кроме того, сейчас ТГУ является одним из лидеров онлайн-образования в России. Сегодня создано почти пятьдесят онлайн-курсов, и студенты с их помощью получают зачеты по основной образовательной программе. Уже сейчас ученые разрабатывают уникальную для России программу для сбора и анализа больших данных в соцсетях, она помогает найти «своего» абитуриента. Еще один disrupt-проект ориентирован на разработку технологий искусственного интеллекта и виртуальной реальности для обучения студентов. Также в мае на базе ТГУ прошла крупнейшая международная конференция #EdCrunch Томск, где специалисты обсудили главные тренды e-learning, использование новейших технологий для индивидуализации обучения и подготовки специалистов для цифровой экономики страны.


Добавим, что в заседании приняли участие директор Университета «20.35» Василий Третьяков, специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, зам.губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова, доктор Стефан Рюдигер, Школа экономики Университета штата Аризоны (США), и другие эксперты.

На интенсиве для технологических лидеров от Университета НТИ «20.35» работают сотрудники САЕ «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ. Они проведут серию мастер-классов и расскажут слушателям, как применять анализ больших данных, полученных из соцсетей, для решения актуальных задач в разных областях. Например, для поиска талантливых абитуриентов или творческих, интеллектуальных и высоко мотивированных людей для работы в сфере предпринимательства, управления и креативных технологий.