«Для нас главное – организовать систему управления саморазвитием»

16 Февраля 2015

Каждый из вузов, на территории которых проходит семинар по выполнению «дорожных карт» победителями программы 5-100, делится своими достижениями, проблемами, способами их решений с другими участниками проекта. Это уже стало традицией. И вечером 12 февраля состоялся круглый стол по лучшим практикам Томского государственного университета.

В конференц-зале Научной библиотеки собрались представители 15 ведущих вузов, участвующих в программе повышения конкурентоспособности. Их вниманию были представлены доклады ректора ТГУ и руководителей подразделений о тех организационных изменениях, которые проходят в университете.

– Мы сегодня присутствуем, на мой взгляд, в одном из самых интересных университетов проекта, – отметил в начале заседания директор проектного офиса программы 5-100Михаил Антонов. – Я думаю, что независимо от того, является ли ваш вуз классическим университетом, мощным федеральным или достаточно специализированной школой – всем есть, что посмотреть здесь, что взять на заметку и, возможно, как-то применить на практике реализации задач проекта на территории своих университетов.

Уже год ТГУ живет в новых условиях, и за это время здесь была разработана и создана особая система вовлечения сотрудников и студентов в управление вузом, которую можно считать ноу-хау Томского госуниверситета. Классический университет в неклассическое время, диктующее новые подходы к образованию, – таков основной посыл, вокруг которого строится трансформация системы управления ТГУ.

– Мы для себя выбрали единственно возможный путь – путь постепенной трансформации, не такой быстрой, – сказал в своем выступлении ректорЭдуард Галажинский. – Стратегия трансформации – не революционный, не резкий переход системы управления, а эволюционный переход, основанный на включении в управление сотрудников университета. Мы глубоко убеждены, что только сформировав коллектив университета как субъект управления, мы можем решить те задачи, которые стоят перед университетом. Даже при отсутствии средств. Это будет та основа, которая позволяет расти и демонстрировать большую эффективность на вложенные средства.

Что делается в университете, чтобы создать благоприятные условия для самореализации и саморазвития сотрудников и студентов – об этом было подробно изложено в презентации ректора. И все эти изменения, по мнению руководства ТГУ, должны стать естественной средой, в которой живут и работают люди.

– Задача на следующие два года – формирование системы самоподдерживающих изменений, укоренение культуры непрерывных улучшений жизни университета, – отметил Эдуард Галажинский. – Для нас главное – организовать систему управления саморазвитием. Классический университет – он изначально существует в логике самоорганизации. И сегодня эту самоорганизацию мы должны перевести в режим саморазвития, когда есть инициатива с места, активность, мотивация.

Доклад вызвал у присутствующих очень большой интерес как по содержанию услышанного, так и по самой форме представления. Вопросы перемежались с оценками и комментариями. Так, эксперт проектного офиса 5-100 Алексей Фалалеев отметил, что данная модель управления расходится с западными представлениями об организации университетской деятельности, но очень близка к японской, где человек – это часть касты, и компания не даст никого в обиду.

– Но я хочу добавить, что ваша система работает. Мне пришлось поработать с вашей командой при организации этого семинара, и результат просто превосходен. Спасибо, что вы сумели сформировать такой коллектив, – сказал Алексей Фалалеев.

В ответах на вопросы ректор ТГУ подчеркнул, что в университете не стоит задача отказываться от каких-то ненужных элементов.

– Я сторонник не отказа, а создания и развития зоны ближайших изменений. Нет смысла тратить время и ресурсы на исправление слабых сторон, к тому же все эти отказы приводят потом к появлению новых проблем. Лучше вложить силы в ту зону развития, которая вытянет все остальное, – обозначил свою позицию Эдуард Галажинский.

Часть вопросов касалась работы с кадровым составом, стимулирования сотрудников. По мнению ректора, главное – создать условия, в которых люди будут хотеть работать, и не только за деньги. Потому что «человек университетский» – это особый «вид».

– Мы уделяем большое внимание не материальным факторам мотивации. Стараемся привлекать в университет людей, для которых ценность – общение, знание, студенты, – подчеркнул Эдуард Владимирович.

На сессии с докладами также выступили руководители подразделений ТГУ, показав на конкретных примерах, как функционируют в университете некоторые направления деятельности. Директор НОЦ «Институт инноваций в образовании» Елена Суханова рассказала о создании инновационно-активной среды в ТГУ, директор Института дистанционного образования Галина Можаева сделала доклад о развитии электронного обучения в университете, а менеджер Фонда управления целевым капиталом ТГУ Мария Булыгина поделилась механизмами публичного сбора средств в Эндаумент-фонд университета.