Эксперты ПМЭФ обсудили пути развития экспорта российского образования

7 Июня 2019

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский принял участие в панельной сессии «Российское образование. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал», прошедшей сегодня в рамках ПМЭФ. Спикеры и эксперты сессии обсудили меры, необходимые для повышения спроса на российское образование на международном рынке. Одним из эффективных шагов к достижению этой цели может быть появление кампусов нового формата, которые станут центром притяжения талантов и местом сосредоточения инноваций. Соглашение о создании такого кампуса в Томской области было подписано главами Минобрнауки РФ Михаилом Котюковым, председателем ВЭБ РФ Игорем Шуваловым и главой АТО Сергеем Жвачкиным.

Спикерами сессии выступили министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, заместитель председателя ВЭБ РФ Светлана Ячевская, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, руководители нескольких зарубежных вузов, входящих в топ-100 по версии международного рейтинга QS, и другие участники.

Они обсудили ключевую цель приоритетного проекта «Экспорт образования» по повышению привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Срок реализации проекта 2017-2025 гг. За этот период количество иностранных студентов в РФ должно увеличиться в два раза – с 210 тысяч до 425 тысяч человек. 

Имея большой образовательный потенциал, Россия пока не может конвертировать его в реальные возможности. Так, например, Австралия, в которой число студентов сопоставимо с РФ, зарабатывает за счет рекрутинга иностранных учащихся 18 миллиардов долларов в год, прибыль России – менее одного миллиарда долларов. В послании 2018 года президент Владимир Путин поставил задачу увеличить ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм, транспорт, до 100 миллиардов долларов.

Участники сессии поделились своим видением того, насколько Россия готова включаться в глобальную конкурентную борьбу на мировом рынке образования, как повысить узнаваемость и статус бренда российского образования в условиях жесткой конкуренции. Эксперты обсудили, какими должны быть образовательные пространства, чтобы они становились центрами притяжения талантливых преподавателей и абитуриентов и что выберет студент – стекло и бетон или цифровой кампус? 

– «Цифра», безусловно, может «создавать» и образовательный процесс, и университетский кампус. Точнее, их виртуальные интерактивные модели. С определенной точки зрения они могут быть полезны, интересны и привлекательны, – сказал в ходе выступления ректор ТГУ Эдуард Галажинский. – Полностью цифровой формат обучения подходит в качестве дополнительного образования для тех, кто вынужден быть географически сверхмобильным, но «цифра» никогда полностью не заменит образовательный процесс как процесс общения «живого с живым» – профессора и студента. Конечно, в том случае, если мы в лице такого студента хотим подготовить представителя будущей интеллектуальной элиты общества, да еще и воспитанного на высоких ценностях.

Говоря о принципах организации образовательных пространств, Эдуард Галажинский отметил, что главное требование к ним – отвечать на основные вызовы цифровой эпохи и наступающей 4-й промышленной революции. Вместе с тем необходимо, чтобы новые пространства удовлетворяли базовые потребности людей (включая психологические) и не разрушали кардинально уже сформированные культурные идентичности. Это новый тип среды, которая должна изменить и сам город, притягивая десятки тысяч международных талантов.

К работе над такими пространствами, которые, с одной стороны, образуют большой кампус, с другой – формируют вокруг себя smart city, Томск приступит уже в 2019 году. Проект будет реализовываться в рамках соглашения, подписанного на ПМЭФ главой Минобрнауки РФ Михаилом Котюковым, председателем ВЭБ РФ Игорем Шуваловым и губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным.

Автор фото: Игорь Крамаренко