Мировые эксперты обсудили пути развития ИЭМ

17 Июня 2019

Члены Попечительского совета Института экономики и менеджмента ТГУ, представляющие успешные мировые компании и бизнес-школы, обсудили вектор развития ИЭМ и определили ключевые стратегические задачи на будущее.

В заседании приняли участие председатель Попечительского совета ИЭМ ТГУ, председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская, ректор ТГУ Эдуард Галажинский, проректор ТГУ по образовательной деятельности Виктор Дёмин, директор ИЭМ Евгения Нехода, первый проректор ВШЭ, декан факультета бизнеса и менеджмента Валерий Катькало, почетный профессор Высшей коммерческой школы Парижа Жан-Поль Ларсон, генеральный директор SAP в России и СНГ Андрей Филатов, председатель совета директоров АО «Аграрная группа» Андрей Тютюшев, профессор, координатор университетских программ IBM Сергей Белов, исполнительный директор PwC в России Светлана Миронюк, а также заведующие кафедрами Института, директора офисов и руководители образовательных программ, реализуемых в ИЭМ.

Открывая заседание, Оксана Козловская представила новых членов совета. Затем с докладом «Институт экономики и менеджмента ТГУ: результаты стартового этапа (2016–2018 гг.) и задачи на 2019–2021 гг.» выступила Евгения Нехода. Члены попечительского совета отметили очевидный прогресс в развитии института и позитивно оценили представленные результаты.

Валерий Катькало поинтересовался исполнением решений предыдущего заседания.

– Планировалось создание Центра предпринимательства, он начал работу, – отметила Евгения Нехода. – Дисциплина «Предпринимательство» преподается на 12 факультетах более 600 студентам, проведено большое количество мероприятий, в том числе открыта брендированная аудитория Tele2 с модульным оборудованием. Мы реализовали крупнейший проект «Стартап как диплом» с компанией «Техноспарк», на базе ИЭМ прошел региональный этап конкурса Enactus, где наша команда заняла первое место и прошла в финал.


Евгения Нехода добавила, что достигнуты определенные результаты по интернационализации: запущена программа подготовки бакалавров «Parallel Degree in Business and Management» с Лондонской школой экономики и политических, где обучается 11 человек; перепозиционирована программа «Международный менеджмент» на английском языке; начали работать обменные программы.

Цифровизация и интернационализация

Валерий Катькало отметил, что необходимо встраивать институт в современную цифровую повестку; ИЭМ должен вносить свой вклад в прогресс ТГУ в Проекте 5–100. Кроме того, создание современной университетской бизнес-школы предполагает вопрос о том, какую экосистему она вокруг себя выстраивает. Очевидно, что необходимо повышать квалификацию преподавателей, наращивать качество владения английским языком. Важно участие в международных профессиональных ассоциациях и профессиональных сообществах, поскольку это сразу усиливает многие позиции.

Эту тему развил Жан-Поль Ларсон, уточнив, что цифровизация и интернационализация – это два главных тренда.

– Нам нужно четко понимать: ИЭМ хочет быть представлен в сибирском регионе или выходить за его пределы? Понятно, что в идеале нужно расширять присутствие в азиатских странах, делать привлекательным обучение в институте для этих категорий; применять современные технологии обучения: blend learning, case study и другие. Второе – это английский язык, его должны знать как преподаватели, так и студенты, – подчеркнул Ларсон. – Вы отметили в качестве цели международную аккредитацию EPAS. Процесс нужно начинать уже сейчас, чтобы все программы соответствовали необходимым стандартам.

Коллегу поддержал Сергей Белов:

Жан-Поль предложил создать флагманскую программу, которая сделала бы институт узнаваемым за пределами Томска. Программа по «экономике впечатлений» (лекцию с таким названием прочитал накануне в ИЭМ член совета Андрей Филатов) – очень хороший вариант.


Важный момент о запросах рынка отметил Андрей Тютюшев:

– Совершенно очевидно, что экономисты становятся все менее необходимы предприятиям. Но есть очень интересный сегмент, который в России будет кратно расти – это HoReCa (отели, рестораны и кафе). В нем менеджмент просто необходим, потребность рынка очень большая.

Евгения Нехода согласилась с предложениями экспертов, подчеркнув, что всё, связанное с сервисом, перспективно с точки зрения новых возможностей:

Возможно, мы начнем реализовывать этот проект через дополнительное профессиональное образование. Предложение по «Экономике впечатлений» всецело поддерживаю.

Ставка на компетентных преподавателей

Вопрос о развитии компетенций профессорско-преподавательского состава также получил детальное обсуждение.

– Мне кажется, что можно разработать договор, который стимулировал бы заниматься публикационной деятельностью и был привлекателен для преподавателей других вузов, – отметил Сергей Белов.

Оксана Козловская заметила, что это, прежде всего, вопрос бюджета, и преподаватели должны понимать, что они получат другое вознаграждение, поскольку будут флагманами.

Профессор Светлана Миронюк, помимо PwC, представляет бизнес-школу Сколково. Она высказала наблюдение, что московская бизнес-школа стоит перед тем же кругом проблем – развитие core faculty, использование возможностей, контактов и партнерства, чтобы усиливать профессорско-преподавательский состав. 

– Должны ли все преподаватели быть одновременно и исследователями, иметь серьезные публикации? Эти общие проблемы говорят о том, что ИЭМ находится на очень высокой стадии развития. Вопрос в ресурсах и в том, как их фокусировать на ключевых направлениях развития ППС, – сказала Светлана Миронюк.

Светлану поддержал Валерий Катькало: по его мнению, нужно создать портфель преподавательских ресурсов, преподавателей-практиков. Тогда и появится среда новых знаний и новых опытов, которые институт должен обобщать и тиражировать.

ТГУ обладает свободой в плане собственных подходов к образовательным планам. То, о чем говорил Жан-Поль, может быть локальным решением по доле курсов на английском языке, преподавателей-иностранцев и курсов онлайн. Приняв такой стандарт, вы дадите важный сигнал рынку – кого вы хотите готовить, – подчеркнул он.

Тему продолжил Виктор Дёмин: «В данный момент очень важно провести оценку эффективности программ и успешности выпускников. Если мы грамотно построим метрики и будем иметь отзывы от работодателей, поймем степень их востребованности, будет понятно, какие программы необходимо модернизировать и как их развивать. Это будет полезно всему университету. Отсюда же могут появиться запрос и требования к контракту и качеству преподавателей».

– Одним из показателей может быть процент студентов, которые поступили к работе по специальности, а также вознаграждение, за которое они устроились на работу, – добавил Андрей Тютюшев.

ИЭМ как центр компетенций

– Мы завершаем трехлетний цикл, подводим некоторые итоги. Зачем университету этот проект? Очень важно, чтобы институт стал центром компетенций в университете. Мы, по сути, создаем команду, которая должна помочь ТГУ нарастить компетенции в области экономики, управления и инноваций. Также необходимо научиться перестраивать свою образовательную логику под потребности рынка и партнеров, – резюмировал Эдуард Галажинский.

Как подчеркнул ректор, этот опыт будет развернут на университет в целом, будет складываться партнерская экосистема: «Уже сейчас главы крупных компаний находятся здесь и участвуют в обсуждении путей развития университета. Давайте запустим череду проектов развития территории, аналитики, полезных для региона. Привлечем компании, чтобы вместе продвинуться. Это и будет целью ближайшего периода».


– Задачи, которые прозвучали, имеют серьезный масштаб, – добавила председатель попечительского Совета Оксана Козловская. – Мы в начале пути. Есть ряд вопросов, которые требуют проработки. Но уже очевидно, что вы возглавляете эту большую трансформацию всего ТГУ и университетского сообщества в целом, эту задачу вы должны перед собой ставить.