Эксперты обсудили в ТГУ развитие университетов будущего

19 Июня 2019

В ТГУ состоялась публичная дискуссия о развитии университетов, их роли в формировании будущего и современных трендах в образовании. Эксперты обсудили, почему в университетах важна избыточность, должен ли вуз зарабатывать, заменят ли онлайн-курсы профессоров и чему должен научить университет.

Публичную дискуссию «Вместе. Университеты будущего» провели Благотворительный фонд В. Потанина, Томский государственный университет и информационный портал «Такие Дела». В ней приняли участие ректор ТГУ Эдуард Галажинский, официальный представитель Университета Наварры в России Магдалена Гаете (Испания), заместитель директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений Евгений Гонтмахер, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, проректор СибГМУ по научной работе и последипломной подготовке Евгений Куликов и врио ректора ТПУ Денис Чайковский. Модератором выступил профессор ВШЭ Сергей Медведев.

Об избыточности университетов

Эдуард Галажинский:

– Культурная роль была сразу зашита в модель Томского университета, сегодня же активно обсуждаются модели исследовательских университетов, и парадигма академического превосходства становится главенствующей. Ключевая идея – как собрать конкурентоспособные коллективы, таланты, как достичь превосходства, как сделать эффективной систему управления и завести избыточные ресурсы в эту систему. 5 лет назад на международном совете 5-100 эксперты серьезно ставили задачу сокращения непрофильных активов – Ботсад, капелла, музеи, и мы вынуждены были объяснять, почему мы считаем, что это невозможно. Пришлось докопаться до основания университета, до его модели, до ценностей, и мы поняли, что университет – это институт институтов, это общество, порождающее культуру, науку, образование. Поняв это, легче объяснять, почему и капелла, и Ботсад являются важной составляющей создания среды, которая нужна для генерации инноваций.


Об автономии университетов

Магдалена Гаете:

– В Университете Наварры есть показательный пример. В период франкистской диктатуры в университете проходила большая конференция, куда были приглашены профессора из 15 стран. Чтобы их поприветствовать, были вывешены флаги всех этих государств, включая СССР. И это очень много говорит о нашей автономности.

Евгений Грондмахер:

– Я экономист и всегда обращаю внимание на цифры. Мы отстаем ровно в два раза по вложению в человека, у нас пенсии и зарплаты в два раза ниже, чем должны были бы быть. В два раза минимум занижено финансирование здравоохранения и образования. Первое, что нужно сделать, – это радикально увеличивать финансирование и давать университетам максимальную автономность. Выдаешь определенную сумму – и вступает в действие самоуправление: ученый совет, студенческий совет и так далее. Расчеты нам угрожают, в том числе по цитируемости. От определения заработной платы по индексу цитируемости давно отказались во многих странах, так как это неэффективно, есть много побочных эффектов. Университет – и Томский университет в этом смысле имеет хорошую основу – это место, где люди получают старт в жизнь как личность.


О прикладном университете

Денис Чайковский:

– Деньги можно зарабатывать по-разному. Наиболее традиционный путь для университета – это оказание платных образовательных услуг, и многие на этом делают неплохой капитал. ТПУ изначально задумывался как прикладной университет, это люди, которые вкладывают свой интеллектуальный капитал в производство артефактов. Сегодня Политех зарабатывает серьезные деньги, взаимодействуя с индустрией, выполняя хоздоговора, реализуя гранты, поэтому я считаю, что современный исследовательский и инновационный университет должен зарабатывать деньги.

О традициях и инновациях

Евгений Куликов:

– Мы являемся представителями подготовки кадров для одной из самых консервативных специальностей, потому что в анатомии около 200 лет нет коренных изменений. С одной стороны, мы должны готовить кадры для реальной отрасли, они через 6 лет должны лечить людей и не совершать ошибки, с другой стороны, мы учим в эпоху цифровизации, когда все говорят о высоком вкладе искусственного интеллекта и о системе поддержки принятия решений. В этой связи мы должны готовить кадры, которые уже работают с этими новыми инструментами, но базис, который получает врач, консервативен. Однако у нас есть прогрессивные магистерские программы в сотрудничестве с нашими коллегами из ТГУ и ТПУ по прорывным профессиям будущего – телемедицина, биоинформатика, IT-специалисты в области медицины.

О преподавателях и студентах

Магдалена Гаете:

– Где сердце университета? Только в студентах, которые через несколько лет из университета уйдут? Или это преподаватели, которые укореняются, исследуют? У нас есть философ, который говорит, что ни в тех, ни в других, а в отношениях между ними, связи между ними.

В университете мы больше всего ухаживаем за преподавателем, этого нет в рейтингах, но для нас это ключевой момент. Прежде всего, мы их мотивируем, так как современное поколение Z не будет просто так слушать и писать, они сидят в телефонах и гуглят.

У нас есть ряд уроков для преподавателей, чтобы они понимали молодое поколение и понимали, что технологии приносят им пользу. Например, Spotify – краткая запись темы лекции 5 минут. Больше – не будут слушать. Внимание студентов – 8 минут, не больше, поэтому постоянно надо искать что-то новое, чтобы они были в тонусе.

Да, мы вошли в онлайн, но мы опираемся на человека, никакой искусственный интеллект не заменит и не даст тебе того, что даст человек. От этого мы не можем отказаться.

Евгений Грондмахер:

– Весь мой курс состоит из дискуссий и обсуждений. Когда студенты делают презентации по выбранным ими темам, они находят такие источники, о которых не подозреваешь. Я пытаюсь быть в диалоге и перестал делать презентации. С точки зрения методов обучения – только живое общение с студентами, обсуждение, что они говорят. Только так.

Эдуард Галажинский:

– Современные технологии помогают снять рутинные операции. Мы тратили огромное количество времени на выравнивающие курсы, но сейчас система адаптивного обучения математике позволяет закрывать пробелы, тогда высвобождаются преподаватели для творческой работы, для диалога, общения.

Конечно, сегодня произвольное внимание меняется – 8 минут, но я все же думаю, что задача университета не идти на поводу. Мы не учим удерживать внимание, университет – это место, где нужно совершать усилия над собой, над своим вниманием и становиться более эффективным пользователем самого себя.