Зам.министра Ракова открыла Центр развития современных компетенций ТГУ

4 Октября 2019

В ТГУ торжественно открыт Центр развития современных компетенций детей и молодежи. В нём реализуется 30 образовательных программ по техническим и естественно-научным направлениям для школьников 5-11 классов: биоинформатика, космомониторинг природы, разработка приложений для Android, клонирование растений, робототехника и другие.

Центр создан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» для реализации дополнительных общеразвивающих программ по направлениям Национальных технологических инициатив. Кроме того, он входит в федеральную сеть Центров дополнительного образования — сеть ДНК (дома научных коллабораций) и решает задачи нацпроекта «Образование», администратором которого является заместитель министра просвещения РФ Марина Ракова.

На открытии Центра развития современных компетенций детей и молодежи ТГУ присутствовали зам. министра просвещения России Марина Ракова, губернатор Томской области Сергей Жвачкин и ректор ТГУ Эдуард Галажинский. Центр носит имя великого русского химика Дмитрия Менделеева, поэтому вместе со школьниками почётные гости собрали кристаллическую решетку алмаза, символизирующую прочное взаимодействие науки, власти и образования. 

Проект в первую очередь направлен на то, чтобы дети оказались в совершенно в другом пространстве, не ограничивались той коммуникацией, которая складывается в школе. Потому что, действительно, на первый план на сегодняшний момент у детей выходят soft skills, то есть гибкие навыки: коммуникация, работа в команде, критическое, креативное мышление, — сказала Марина Ракова. — Безусловно, это конвергентное образование. В школе на текущий момент мы качественно, хорошо даем дивергентное: отдельно математику, отдельно физику, отдельно химию. Коммуникация, к сожалению, пока у нас крайне устойчива внутри одного здания. Сюда они приходят — и это совершенно другие ребята, совершенно другие преподаватели, проектная работа, работа с существующим профессорско-преподавательским составом, с лаборантами, с молодыми учёными. Они работают на конкретный результат, находясь именно в командном формате освоения знаний и навыков.

В центре реализуется 30 дополнительных программ по техническим и естественно-научным направлениям, все они направлены на формирование 4К-компетенций: креативность, критическое мышление, коммуникабельность, командная работа. Образовательные программы центра отражают разработки ведущих научных групп ТГУ — Институт «Умные материалы и технологии», TSSW: Сибирский институт будущего, Институт человека цифровой эпохи и Институт биомедицины. В 2019 году в тестовом режиме более 700 школьников Томской области прошли обучение по программам центра, до конца года еще более 1300 человек реализуют свои проекты.

Мы делаем сегодня очередной шаг к развитию детского научно-технического творчества, мы в Томске по дополнительному образованию основной акцент делаем на конструирование, моделирование, исследования, — подчеркнул Сергей Жвачкин. — <…> Здесь будут обучаться дети, начиная с 5-го класса, получать дополнительное образование более чем по 30 направлениям. Это направления современные, востребованные в России и мире, прежде всего, это умение работать в команде, умение общаться. Это даст дополнительные знания каждому из них, и они позволят не только поступить в университеты, но и откроют ворота в жизнь, потому что любое знание, прежде всего, нужно для человека и потом для социума.


На сегодняшний день 8 площадок центра оснащены оборудованием на базе 12 учебно-научных лабораторий Томского госуниверситета. В помещении Научной библиотеки созданы современные лекционная и коворкинг-зоны, позволяющие проводить открытые лектории, тренинги, проектные практикумы и тьюториалы.

Для нас это профориентация талантливых школьников. Уже с раннего детства, приходя в лаборатории, ребята начинают включаться в научные проекты, исследования, — отметил Эдуард Галажинский. — Не секрет, что с введением ЕГЭ отъезд одарённых ребят и ребят с высокими баллами из регионов усилился. Мы считаем, что для решения этой проблемы важно формировать интерес и мотивацию. Объединяя усилия, вовлекая в реальные проекты детей, мы получаем мотивацию, желание остаться в регионе. Когда ты видишь задачу, вдохновленных людей, которые её решают, возникает желание остаться, работать и развивать свой родной край.

Добавим, что на базе центра проводятся исследования условий развития когнитивных функций, личностного и образовательного потенциала участников программ, проблем профессионального самоопределения старшеклассников и новых форм педагогического образования.