ТГУ претендует на создание центра для школьников в рамках нацпроекта

14 Ноября 2019

В ТГУ представители Российского технологического агентства и семи вузов обсудили создание на базе ведущих университетов сети специализированных учебных научных центров (СУНЦ). История СУНЦ насчитывает уже более 55 лет, самые известные на данный момент работают на базе МГУ и НГУ. В 2018 году был объявлен конкурс на поддержку программ развития СУНЦ. Четыре действующих центра получили финансирование на ближайшие три года: сумма выделенных средств для каждого центра составила порядка 550 млн рублей. До 2024 года в рамках реализации нацпроекта «Наука» будут созданы еще четыре таких центра.

На совещание, кроме сотрудников Томского госуниверситета, собрались также представители Дальневосточного федерального университета, Северо-Восточного федерального университета, Сибирского федерального университета, Уральского федерального университета, Новосибирского госуниверситета и Томского политехнического университета.

Мы среди тех вузов, кто сейчас готовит заявки на участие в конкурсе по созданию СУНЦ. Замысел этой заявки обсуждался на совещании. Эксперты Российского технологического агентства дали нам рекомендации по проработке проекта, а коллеги из УрФУ и НГУ поделились своим опытом работы таких центров. Так что по итогам совещания мы поняли направления при дальнейшем составлении заявки, — рассказала заместитель проректора ТГУ по образовательной деятельности, директор научно-образовательного центра «Институт инноваций в образовании» Елена Суханова.


В основу концепции СУНЦ будет положено STEAM-образование: S — science, T — technology, E — engineering, A — art и M — mathematics. В переводе с английского — естественные науки; технологии; инженерное искусство и творчество; математика. Эти дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире, поэтому сегодня система STEAM развивается как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.

Планируется, что особенностью специализированного учебного научного центра, который может появиться в структуре ТГУ, станет партнерство с Губернаторским светленским лицеем, который реализует концепцию STEAM. В связи с этим на совещание был также приглашен и директор лицея Александр Сайбединов. Еще одним элементом будущего СУНЦ станет Центр развития современных компетенций детей и молодежи, официально открывшийся на базе ТГУ осенью 2019 года.

В этом центре силами преподавателей и студентов нашего университета реализуются 30 дополнительных общеразвивающих программ. Они направлены на подготовку к детей в том числе и к научной деятельности. Поэтому эти программы уже являются неким прототипом программ СУНЦ, — отмечает Елена Суханова. — Кроме того, наш СУНЦ будет работать в партнерстве и с другими образовательными учреждениями региона. То есть, это будет сетевая организация.

Третьей особенностью СУНЦ на базе Томского госуниверситета станет его взаимодействие с САЕ — стратегическими академическими единицами вуза. Это структуры, которые ведут исследовательскую работу, и их коллективы давно поняли, что готовить свои будущие кадры необходимо со школьной скамьи. При этом набирать школьников в состав СУНЦ можно не только из числа жителей конкретного региона — каждый центр должен располагать интернатным отделением, где будут проживать подростки из любых населенных пунктов.

Российское технологическое агентство является оператором Минобрнауки РФ в реализации федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации», который входит в структуру нацпроекта «Наука». Сеть специализированных учебных научных центров ориентирована на начальную подготовку высококвалифицированных кадров для инновационного развития России. Так, деятельность СУНЦ направлена на осуществление образовательной деятельности по программам основного общего и (или) среднего общего образования для обучающихся, проявивших выдающиеся способности, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской) и творческой деятельности.