Статьи учёных ФФК вышли в топовых журналах США, Швеции, Нидерландов

20 Декабря 2019

Кафедра спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ отметила первую круглую дату – 10 лет с момента основания. К юбилею коллектив кафедры сделал себе хороший подарок – опубликовал три статьи в журналах Q1 по направлениям медицина, биохимия, генетика и молекулярная биология.

2019 год выдался для кафедры весьма напряженным – коллектив выполняет сразу два проекта при поддержке Российского научного фонда. Первый посвящен исследованию миокинов – особых белков, которые вырабатываются мышцами при физических упражнениях (руководитель проекта – зав.кафедрой, профессор Леонид Капилевич). В рамках второго проекта изучается влияние физических нагрузок на компенсацию сахарного диабета второго типа (руководитель – профессор Александр Чибалин, сотрудник ТГУ и Каролинского университета, Швеция). Результатом исследований стало 15 научных статей в журналах, входящих в международные базы данных WoS и SCOPUS, в том числе три статьи – в журналах из первого квартиля.

Статья «Transcriptomic changes triggered by ouabain in rat cerebellum granule cells: Role of α3- And α1-Na+,K+-ATPase-mediated signaling» опубликована в журнале PLoS ONE (издается в США; импакт-фактор 6,26; журнал находится на 27 месте из 2836 журналов в категории «Медицина – миология»). В этой работе изучена роль одновалентных ионов (натрия и калия) в качестве регуляторов внутриклеточных процессов.

Это принципиально новый подход, – объясняет заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК ТГУ Леонид Капилевич. – Традиционно главным ионом – регулятором клеточного метаболизма, особенно в мышцах, считается кальций. Однако коллективу удалось показать, что именно соотношение натрия и калия в клетке способно регулировать процесс транскрипции генов, причем, независимо от кальция.

Статья «Elevation of intracellular Na+ contributes to expression of early response genes triggered by endothelial cell shrinkage» опубликована в журнале Cellular Physiology and Biochemistry (издается в Швеции; импакт-фактор 5,11; журнал находится на 51 месте из 2124 журналов в категории «Биохимия, генетика и молекулярная биология»). Эта статья продолжает исследования, результаты которых описаны в предыдущей статье. Здесь сделана попытка понять, каким образом ионы натрия оказывают влияние на процессы метаболизма в клетке. Как удалось установить, одним из наиболее вероятных путей является изменение осмотического давления цитоплазмы и, как следствие, – объема клетки и ее отдельных компонентов.

Статья «Low AS160 and high SGK basal phosphorylation associates with impaired incretin profile and type 2 diabetes in adipose tissue of obese patients» опубликована в журнале Diabetes Research and Clinical Practice (журнал издается в Нидерландах; импакт-фактор 3,26; журнал находится на 26 месте из 133 журналов в категории «Внутренняя медицина»). В работе изучены молекулярные перестройки в жировой ткани у больных с диабетом, которые способствуют нарушениям обмена глюкозы и могут служить мишенью для лечебного эффекта физических упражнений.

Десятилетний юбилей на фоне столетних юбилеев других кафедр и факультетов смотрится, конечно, скромно, но даже за этот небольшой срок кафедре есть, чем гордиться, – считает Леонид Капилевич. – За это время на кафедре защищено две докторские и девять кандидатских диссертаций, издано 15 учебных пособий для студентов, опубликовано 115 статей в журналах, входящих в международные базы данных и пять монографий, выиграно два гранта Российского научного фонда.

Стоит отметить, что на кафедре сложился молодой, творческий и амбициозный коллектив: средний возраст меньше 40 лет, 80% – доктора и кандидаты наук. Он уже «замахивается» на более серьезные проекты – по Постановлению правительства РФ №220 и федеральные целевые программы – и уверенно смотрит в будущее.