Ректор, губернатор и школьники подвели итоги нацпроекта «Образование»

23 Декабря 2019

Сегодня в Москве были подведены итоги первого года реализации национального проекта «Образование». В мероприятии приняли участие вице-премьер правительства Татьяна Голикова и министр просвещения РФ Ольга Васильева, а также – в формате видеосвязи – семь регионов страны, в том числе Томская область. Включение в Томске велось из Центра развития современных компетенций ТГУ.


Результаты работы Томской области представляли губернатор Сергей Жвачкин и ректор ТГУ Эдуард Галажинский, а также школьники, которые посещают курсы в Центре развития современных компетенций ТГУ (входит в сеть центров «Дом научной коллаборации», ДНК). Первым в режиме телемоста слово было предоставлено томичам. 

В Томске – один из первых и лучших, по нашему мнению, образовательных центров. Президентом России мы определены как пилотный регион для реализации стратегии научно-технологического развития России. И мы сегодня показываем, как можно переходить от экономики ресурсов к экономике знаний, как интегрировать науку и производство и, конечно, как и для чего готовить кадры, которые, как мы знаем, решают всё, – сказал в своем выступлении глава региона.

Продолжая тему развития системы образования, ректор Томского госуниверситета Эдуард Галажинский добавил, что нацпроект «Образование» очень важен не только для школ, но и для университетов.

По сути, это первый проект системного «выращивания» новой научной молодежи. Поэтому мы к нему относимся очень серьезно и руководствуемся несколькими принципами в своей работе. Принцип первый: ребята попадают не в «игрушечные» научные лаборатории, а в лаборатории, связанные с перераспределением научной ориентации региона. Тематика лабораторий – новая связь, биотехнологии, новые материалы, искусственный интеллект и так далее, – уточнил ректор.

Второй принцип, пояснил он, связан с убеждённостью, что только личность может воспитать другую личность. Работая с выдающимися исследователями, ребята получают новый опыт. При этом под выдающимися исследователями подразумеваются не только великие ученые, которые работают в ТГУ, но и молодежь, которая сегодня совершает научные прорывы в самых современных направлениях.

Ну и третий пункт – это массовое вовлечение ребят в науку. Это особенность нацпроекта, которую мы очень поддерживаем. В 2019 году мы 4 тысячи школьников охватили и понимаем, что мотивация сегодня иногда важней способностей. И формирование мотивации в такой деятельности – это ключевая задача. Следующий шаг – а мы в Томске обсуждаем проект Большого университета – использовать всю инфраструктуру научно-образовательного комплекса, – резюмировал Эдуард Галажинский.

Возможность рассказать представителям правительства и министерства просвещения, а также других регионов о томском опыте реализации нацпроекта была предоставлена также юной жительнице областного центра, которая обучается в Центре развития современных компетенций ТГУ. В прошлом учебном году Арина Тихонова участвовала в программе «Космомониторинг природных процессов», в этом году перешла на «Молекулярную биологию».

Это одна из самых передовых ветвей современной науки, поэтому в ней невозможно обойтись без высокоточного оборудования. В рамках программы мы посещаем лаборатории Биологического института и Ботанического сада, где можем практически самостоятельно использовать такие экспериментальные методы, как ПЦР, электрофорез и многие другие. Знания и навыки, которые мы получаем в программе, помогли нам пройти этап Олимпиады НТИ, – рассказала школьница.

Кроме того, отметила она, обучение на программах в центрах сети ДНК дает возможность подросткам взаимодействовать с университетом, чтобы в дальнейшем приступить к научной работе, уже имея опыт и углубленные знания.  

Мы можем работать на уникальном оборудовании, которым не располагает ни одна школа. Видим лаборатории, где студенты и научные сотрудники занимаются актуальными современными исследованиями. Получаем консультации и рекомендации от ведущих вузовских преподавателей. Для меня это важно, так как позволяет реализовать проекты и исследовательские работы высокого уровня. Кроме того, во время обучения в ДНК я познакомилась с другими ребятами, которые имеют такую же мотивацию получать новые знания и навыки в той же области, что и я, – добавила Арина.


Как отметила, обращаясь к участникам мероприятия, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, первый год реализации нацпроекта «Образование» стал для всех проверкой на прочность.

Сейчас уже можно сказать, что первые шаги оказались, на наш взгляд, удачными. За 2019 год мы введем почти 160 тысяч новых мест в школах. В 160 организациях откроются 800 новых мастерских и аудиторий. За год прибавляется 15 мобильных «Кванториумов», 15 центров ДНК на базе вузов, 26 технопарков «Кванториум», в итоге в стране будет 110 таких технопарков. 21 IT-клуб, 16 маленьких «Сириусов» по стране, – привела данные Татьяна Голикова и добавила, что перечислять результаты года можно долго.

Среди главных событий она назвала также появление 2 049 «Точек роста» в сельской местности. Нацпроект, по словам Голиковой, формирует новый взгляд на качество и содержание образования и дает новые возможности всем участникам образовательного процесса – и педагогам, и детям, и их родителям.

Президент поставил очень амбициозную задачу – попасть в десятку стран с самым высоким качеством общего образования. У нас сейчас есть все основания не только попасть туда, но и закрепиться там, – подчеркнула заместитель председателя правительства.

В свою очередь, комментируя итоги первого года национального проекта «Образование», министр просвещения РФ Ольга Васильева отметила большую роль в его реализации со стороны глав регионов.

Вы настолько неравнодушны, и всё, что происходит сейчас в нацпроекте «Образование», вы поддерживаете искренне. Томск, привет! Вы замечательные, вы молодцы, – упомянула в своей речи министр пример Томска, где на базе ТГУ в 2019 году открылся Центр развития современных компетенций.

Напомним, Центр развития современных компетенций создан в рамках национального проекта «Образование» и входит в федеральную сеть ДНК (Дома научных коллабораций). Здесь для школьников 5–11 классов реализуется 33 дополнительных общеразвивающих программы технической и естественнонаучной направленностей. Все программы нацелены на формирование 4К-компетенций: Креативность, Критическое мышление, Коммуникабельность и Командная работа.

Добавим, в телемосте с Москвой также приняли участие Республика Адыгея, Астраханская, Воронежская, Кемеровская, Ленинградская и Челябинская области.

Концепция нацпроекта «Образование» включает обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Планируется, что к 2024 году в вузах будут созданы 100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.