Ученые ТГУ и «Сириуса» оценили успехи Большой пятерки и Темной триады

17 Марта 2020

Ученые Томского госуниверситета и образовательного центра «Сириус» (Сочи) провели исследование среди подростков, обучающихся по четырем направлениям: наука, искусство, спорт и литература. Они проанализировали связи между показателями личности (Большая пятерка и Темная триада), сильными сторонами и трудностями поведения, а также успеваемостью в школе. В частности, выяснилось, что учителя ставят более высокие оценки учащимся с «социально одобряемыми» чертами личности, а следовательно, не всегда объективно оценивают знания школьников.

В 80-х годах прошлого века психологи пришли к выводу, что личность любого человека может быть определена балансом пяти основных черт характера. Это открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и нейвротизм (как противоположность эмоциональной стабильности). Американские доктора Пол Т. Коста-младший и Роберт Маккрей разработали опросник, результаты которого позволяют исследовать Большую пятерку личностных черт.

Название Темная триада вошло в число психологических терминов сравнительно недавно. В 2002 году Делрой Полхус и Кевин Уильямс, канадские исследователи из Университета Британской Колумбии, показали, что три психологические черты – субклинический нарциссизм, неклиническая психопатия и макиавеллизм – образуют своеобразный тандем свойств, перспективный для исследования негативной («темной») стороны личности. В современных исследованиях все эти качества связывают в том числе с академической успешностью. При этом исследования все больше показывают, что черты Темной триады могут позитивно отражаться на разных аспектах деятельности человека. Например, недавнее исследование показало, что нарциссизм увеличивает психологическую устойчивость и снижает депрессивные симптомы в моменты восприятия проживания стресса.

В настоящее время растет интерес к изучению роли когнитивных и некогнитивных факторов (сюда входят пространственные способности, рабочая память, мотивация и другие факторы) и их сложного взаимодействия в академической успеваемости. Два года назад начался проект «Исследование индивидуальных различий в образовании и успешности». Он реализуется на базе лаборатории когнитивных исследований, в «Сириусе». Поскольку в этот образовательный центр со всей страны приезжают школьники и студенты, прошедшие отбор по разным основаниям, такая площадка стала наиболее подходящей для проведения исследования.

У нас есть возможность посмотреть, как разные способности – например, пространственные или рабочая память, а также личностные характеристики – показывают себя в связи с успешностью в разных областях. По итогам исследования мы подготовили первую статью, которую недавно опубликовал журнал Personality and individual differences. Сейчас дорабатываются и готовятся к отправке в журналы следующие статьи, поскольку тема очень интересная, работа была проведена большая, в один текст ее результаты не уместить, – рассказал старший научный сотрудник лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» образовательного фонда «Талант и успех», кандидат филологических наук, выпускник ТГУ Максим Лиханов.


Выборка для первой опубликованной статьи включала 1191 подростка в возрасте от 14 до 18 лет из четырех треков: наука, искусство, спорт и литература. Подростки заполняли компьютеризированные тесты Большой пятерки, Темной триады и опросник поведенческих и эмоциональных проблем в аналогичных контролируемых условиях, предоставляли информацию о своем возрасте, поле, направлении обучения в «Сириусе» (т.е. науке, искусстве, спорте или литературе), а также об оценках за прошлый год и ГИА в 9 классе по 13 школьным предметам. В перечень вошли русский язык, математика (алгебра), геометрия, информатика, история, география, биология, обществознание, физика, химия, иностранный язык, литература и астрономия.

Сетевой анализ тестов, в частности, показал, что оценка за год учащихся в школе связана с личностными характеристиками, в то время как оценка за экзамен – нет. Этот результат исследования может свидетельствовать о том, что оценки учителей могут отражать некоторые сознательные или неосознанные предрассудки, в частности, восприятие студента. Данные показали, что школьники с «социально одобряемыми» чертами (более высокой добросовестностью и доброжелательностью) получают более высокие оценки. Напротив, успеваемость на государственном экзамене была в связана только с более низким просоциальным поведением.

Полученные данные не означают, что учителя «плохие» и предвзято относятся к школьникам. Учитель может делать это бессознательно. Кроме того, данные исследования подтверждают, что школьная оценка несовершенна. Помимо того, что она имеет очень маленькую вариативность – от 1 до 5 (по факту от 3 до 5), она еще включает в себя множество лишней информации, такой как ожидания от ученика, его мотивацию, поправку на класс и школу, поведение школьника («двойка в журнал за поведение!») и другие. Исследовательская группа сейчас активно обсуждает это с другими учеными и практиками. В августе на базе НТУ «Сириус» пройдет конференция, где эксперты обсудят разные системы оценивания в школе, – отмечают авторы статьи.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по ссылке, в открытом доступе она будет находиться до 11 апреля.

Участие в исследовании и написании статьи принимали Костас А. Папагеоргиу (Университет Квинс в Белфасте, ТГУ), Максим Лиханов (ОЦ «Сириус»), Джулио Костантини (Миланский университет Бикокка), Элина Цигеман (ОЦ «Сириус»), Михаил Залешин (ТГУ), Анна Будакова (ТГУ), Юлия Ковас (ТГУ).