Проректор ТГУ: какие проблемы решают в университете из-за COVID-19

26 Марта 2020

Томская область находится в режиме повышенной готовности из-за короновирусной инфекции, и в университете предпринимаются различные меры, чтобы предотвратить распространение COVID-19, а также гриппа и ОРВИ. Проректор ТГУ по социальным вопросам Сергей Кулижский рассказал, как живет университет в новых условиях, какие проблемы возникают и почему личные меры предосторожности эффективнее, чем внешние.

С какими сложностями мы столкнулись?

Университет не переживал такой ситуации. Наверное, это первый прецедент такого рода за многие десятилетия. Были периоды птичьего, свиного гриппа, однако университет никогда не работал в режиме повышенной готовности из-за инфекции.

В новых условиях, в первую очередь, возникли проблемы организационного характера, например, как отменить более 20 мероприятий в Центре культуры, на которые распроданы билеты; как закрыть бассейны и спортивные залы; как обеспечить соблюдение санитарных норм; как вести оперативный учет выезда обучающихся из общежития, когда их количество исчисляется тысячами, и многое другое.

Второй момент связан с тревожностью. Этот психологический фактор не критический, но достаточно болезненный. Отсюда множественные обращения родителей, студентов. Хотелось бы отметить, что Совет ректоров держит руку на пульсе и в оперативном режиме обменивается информацией и лучшими практиками.

Созданный в университете штаб ежедневно оперативно решает насущные вопросы, и мы организовали собственную «горячую линию», куда можно обратиться – телефон call-центра ТГУ (3822) 785-188. Эта «горячая линия» территориально располагается на площадях Психологической службы ТГУ, и её руководители активно принимают участие в работе.

Иногда предъявляемые претензии очень категоричные. Например, по поводу проведения дезинфекции кнопок на клавиатурах и в лифтах, дверных ручек после каждого их касания человеком. Университет делает всё возможное для решения технических и организационных вопросов, и нужно совместно устранять возникающие проблемы. Конечно, все имеют право требовать повышенных мер по дезинфекции, однако следует и самим тоже заботиться о своем здоровье – взять дезинфицирующую салфетку на стойке у входа и протереть кнопку лифта перед нажатием.


Как изменились правила проживания в общежитии?

На сегодняшний день 2940 человек, проживающих в общежитии, приняли решение обучаться дистанционно вне общежития.

Правила проживания в общежитии строятся на понимании важности выполнения норм, которые диктуются специалистами. В целом общежитие живет своей обычной жизнью, но сейчас запрещено посещение общежитий не проживающими в них. Родители и друзья не могут прийти в гости для их же собственной безопасности.

В каждом общежитии организовано на входе место, где стоят дезинфицирующие средства как для рук, так для поверхностей, сухие и влажные салфетки, чтобы студенты ими пользовались. Если средства отсутствуют, нужно оперативно сообщить коменданту общежития или обратиться на «горячую линию».

Считаю, что студентам нужно с большей ответственностью относиться к своему здоровью: утром и вечером замерять температуру, при самых первых симптомах – её повышении, появлении кашля, першения, чихания, нехватки воздуха – срочно обращаться по телефонам, указанным на сайте университета, и в медицинские учреждения, к которым они прикреплены.

Кстати, если у студента обнаружены признаки болезни, сотрудники общежития должны вызвать врача, а при необходимости изоляции в общежитиях №6 и №3 оборудованы отдельные комнаты. Переселять в них будут по рекомендации врачей.


Как работают сейчас клининговые компании?

В университете принимаются меры, чтобы клининговые компании, понимая важность и нужность принятия дополнительных мер, усилили качество и число уборок.

В коридорах, на кухнях, в душевых и других общих помещениях уборка проводится с использованием хлорсодержащих препаратов, каждые два часа проходит обработка перил и ручек. Однако следует помнить, что сотрудники клининга работают только за пределами личных комнат. Внутри комнаты студенты сами должны поддерживать порядок – проводить влажную уборку, проветривать и так далее.

Однако если вы видите, что уборка проводится небрежно, то фиксируйте, обращайтесь к коменданту или в дирекцию студгородка, мы будем решать вопрос.


Как организован контроль симптомов?

ТГУ успел закупить бесконтактные устройства для замера температуры, и они есть в каждом общежитии и корпусе. Например, в главном корпусе на обоих выходах имеется возможность измерить температуру. В общежитиях сотрудники и волонтеры ходят по комнатам и предлагают проверить температуру.

Но нужно заметить, что прибор достаточно чувствительный, и если измерять температуру сразу же по возвращении с улицы, он может показать пониженную температуру поверхности этого участка тела. Не потому что прибор неисправен, а из-за состояния человека в это время. Поэтому рекомендуем подождать немного и только потом проводить измерения.


Чем занимаются волонтеры?

Понимая важность ситуации, университет обратился к студентам за помощью, и многие откликнулись, чтобы стать волонтерами. Волонтеры выполняют разные задачи, например, убеждают студентов в необходимости соблюдать правила личной гигиены. Или информируют, чтобы студенты ответственно принимали решение об отъезде из общежития, поскольку поездка в транспорте, в местах массового скопления людей, может привести к непредсказуемым последствиям.

Сейчас в ТГУ работает 93 волонтера, а 19 марта их было 19. Это здорово, что люди стремятся помочь в сложившейся ситуации, включаются в этот процесс. 47 человек помогают измерять температуру в корпусах, 20 – в общежитии, 26 человек разъясняют меры профилактики и информируют студентов в общежитиях.

Как организовано питание?

Нужно понимать, что количество студентов в корпусах уменьшилось, точки общественного питания испытывают финансовые проблемы. По этой причине закрылась большая столовая в главном корпусе и в корпусе № 6.

У нас есть возможность питаться в кафе «Кафедра», «Минутка» или обращаться в «Островок питания», где можно сделать предварительный заказ.

Такая ситуация продолжится до снятия особого режима.

С какими вопросами к вам чаще всего обращаются?

Ко мне напрямую обращаются, как правило, родители и родственники студентов, а также они сами. Из социальных вопросов людей волнуют те, что связаны с усиленным количеством мер по дезинфекции и проживания в общежитиях.

Часто приходится объяснять, как идет работа в университете. Например, у вас карантин, но почему люди свободно ходят туда-сюда, почему в корпусах бывают люди? На это я отвечаю, что текущая деятельность университета не ограничена. Поменялось форма получения знаний для студентов и усилены меры профилактического характера. Всё остальное в рабочем режиме.


Что еще нужно доработать?

Идеальный вариант – дойти до каждого студента, сотрудника и лично объяснить о его возможном вкладе в предотвращение распространения инфекции. Малым числом штатных сотрудников без включения научных руководителей, кураторов, зав.кафедрами и лабораториями, деканов и всех, кто имеет отношение к университету, сделать это очень сложно.

Подчеркну, что иногда личные меры предосторожности эффективнее, чем внешние. Хотелось бы заметить, что с социальной точки зрения режим повышенной готовности пройдет. Но в любое время непредвзятость, взаимопомощь, открытость – они должны сохраняться, поскольку именно эти качества выгодно отличают настоящий университетский коллектив.