В чем причина различной успеваемости детей?

20 Апреля 2015

Статья  «Why children differ in motivation to learn: Insights from over 13 000 twins from 6 countries» отражает результаты исследований международной группы ученых под руководством зав. лабораторией когнитивных исследований и психогенетики ТГУ профессора Юлии Ковас. Согласно результатам исследований, академическая мотивация детей зависит от большого количества индивидуально специфических воздействий среды.

В исследовании принимали участие 13 тысяч близнецов в возрасте от девяти до шестнадцати лет из шести стран мира: России, Великобритании, США, Германии, Японии и Канады. Ученые попытались выяснить, в чем причины различий у детей в мотивации, в том, насколько им нравится учиться или насколько интересен тот или иной школьный предмет – какова степень влияния на это генов или внешней среды.

– Во всех странах, несмотря на социокультурные различия и различия в образовательной среде, результаты оказались очень похожими, – рассказывает Юлия Ковас. – Даже монозиготные близнецы, у которых совершенно совпадает генетический код и которые растут в одной семье, учатся в одном классе, могут сильно отличаться по своей мотивации. Это говорит о том, что существует масса каких-то средовых воздействий, которые не работают на уровне семьи или класса, а индивидуально специфичны. Генетические факторы также вносят вклад в индивидуальные различия в мотивации.

По словам Юлии Ковас, результаты этого исследования помогут по-новому взглянуть на процесс обучения детей.