Преподаватели России и Индии обсудили особенности онлайн-образования

25 Мая 2020

Декан филологического факультета ТГУ, профессор Татьяна Демешкина приняла участие в международной онлайн-конференции по особенностям дистанционного обучения. Эта тема особенно актуальна в условиях COVID-19, в мероприятии приняли участие педагоги из России, Индии, Узбекистана, Кыргызстана и других стран – всего 178 человек из 15 государств. Они обсудили, какие платформы можно использовать для онлайн-образования, как менять формат занятий, как оценивать студентов и другие вопросы.

Профессор Татьяна Демешкина выступила с докладом «Возможности МООК в преподавании курсов русского языка». В настоящее время в ТГУ создано более 70 массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по экологии, IT, русскому языку, географии и другим дисциплинам, факультеты активно используют МООК в образовательном процессе.

На данный момент преподаватели ФилФ разработали 9 онлайн-курсов, посвященных русскому языку. Наиболее популярными являются «Русский язык как инструмент эффективного общения», «Активные процессы в русском языке», а также курсы по русскому языку как иностранному, – рассказала Татьяна Демешкина. – На конференции был представлен наш проект по обеспеченности того или иного курса комплексом МООК. В данном случае речь шла о диалектологии.

Декан ФилФ представила комплект курсов, рассчитанный на разные категории слушателей и на разные уровни программ (основные/дополнительные). Так, МООК «Русские диалекты: взгляд из Сибири» активно используется в программе подготовки филологов с применением методики перевернутого класса (преподаватель Анна Шевчик), курс «Сохрани народную речь» – при подготовке к практике в полевых условиях и востребован в разных вузах и странах, «Новые направления в диалектологии» – в научно-исследовательской работе студентов и на курсах повышения преподавателей-русистов.

В условиях дистанционного обучения возрастает потребность в разработке эффективных и разнообразных инструментах самостоятельной работы, и МООК занимают среди этих инструментов важное место, – подчеркнула Татьяна Демешкина. – Мое видение в использовании МООК состоит в том, что их целесообразно применять либо в процессе освоения курса с использованием отдельных модулей, либо можно изучать предмет по МООК с сопровождением преподавателя. И как мне кажется, роль преподавателя в условиях онлайн-обучения будет только возрастать, поскольку формирование системного мышления, развитие аналитических способностей невозможно без дискуссий, обсуждений, личностного участия и заинтересованности преподавателя.