Цифра меняет правила: студенты решают профессиональные кейсы на госах

18 Июня 2020

Государственная итоговая аттестация в ТГУ проходит в дистанционном режиме. Ряд факультетов сохранил традиционную форму «вопрос-ответ», а часть госэкзаменов прошла в формате решения кейсов и задач, например, по анализу добычи полезных ископаемых в конкретном регионе или квалификации преступного деяния. Это позволило студентам продемонстрировать навыки, которые пригодятся им в профессиональной жизни.

На геолого-географическом факультете студенты «читали» карту, рассказывали историю указанного региона и какие полезные ископаемые можно добывать в этой местности.

Мы высылали задания студентам за 24 часа до экзамена, и они справились хорошо – половина «четверок» и четверть «пятерок», – уточнил декан ГГФ Платон Тишин. – Комиссия привыкла оценивать конкретные знания по билетам, а в этот раз возникали дискуссии, например, о том, какие полезные ископаемые можно добывать. Самое полезное, что этот формат продемонстрировал, на какие аспекты, связанные с профессиональной подготовкой, нам следует обратить внимание.

Юристы также трансформировали формат экзамена: раньше студентам предлагали билет с двумя теоретическими вопросами и решением одной юридической задачи, где нужно было разобрать происшествие и квалифицировать деяние; сейчас акцент сделан на практику.

В этом году студенты будут решать две задачи, а их теоретические знания мы поймем в процессе ответа и обоснования решения, – отметил директор ЮИ Владимир Уткин.

Факультеты и институты  ТГУ обладают достаточно широкой автономией, и конкретную форму сдачи госэкзамена определяет руководитель образовательной программы по согласованию с деканом.

– Экзамены проходили в разных форматах, большая часть – в формате решения задач или кейсов. Этот опыт был взят из студенческих олимпиад «Я – профессионал» и CASE-IN, где участники решают реальные кейсы от работодателей. Были и традиционные экзамены, когда студент получат билет виртуально и дает ответ на вопрос в привычном для него формате, – рассказал проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков.


Евгений Луков считает, что новые форматы могут быть использованы и в условиях офлайн-обучения. При этом решение будет оставаться за руководителем образовательной программы.

В информационном обществе запоминать огромное количество информации не столь важно. Важно понимать, где эта информация есть, как ее найти и как использовать для решения конкретной задачи, которую ставит перед тобой работодатель, – подчеркнул проректор. – У нас есть много направлений, которые ориентируются на прикладные специальности, появляется все больше программ с партнерами, и кейсы – это чем выпускники будут заниматься в дальнейшей жизни. Онлайн показал, что демонстрация навыков – очень хороший формат для подведения итогов обучения.

По окончании итоговой аттестации на каждом факультете и институте ТГУ будет проведена аналитическая работа, зафиксированы все положительные моменты и сложности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты, для корректировки существующего регламента. Кроме того, в университете работает студенческая группа «Амбассадоры качества», которая собирает данные по итогам экзаменов. Они уже выявили ряд проблем, которые будут анализироваться наряду с другими данными с целью качественного улучшения образовательного процесса.

В ТГУ из 189 образовательных программ всех уровней (бакалавриат, специалитет, магистратура), которые проводят ГИА летом, на 42-х предусмотрен государственный экзамен. На данный момент студенты уже сдали 39, остались экзамены в Юридическом институте, они завершатся в первую неделю июля.