Лучшее от онлайн и офлайн: ТГУ трансформирует систему образования

23 Июня 2020

Эксперты ТГУ одними из первых в стране поставили вопрос: каким будет образование в постпандемийную эпоху? Как можно использовать лучшие практики, полученные при массовом переходе на дистант, и совместить их с традиционными форматами? На первом заседании рабочей группы по формированию нового подхода к образованию в ТГУ эксперты обсудили аналитический доклад и отрефлексировали опыт российских вузов по работе в онлайн-режиме. В результате они смоделируют образовательную стратегию университета, её основой станет формат смешанного обучения.

Никто никогда не думал, что нам придется экстренно массово переходить на режим онлайнового общения. Сейчас имея такой опыт, мы должны ответить на глобальный вопрос: каким будет образование в постпандемийную эпоху? – отметил проректор ТГУ по образовательной деятельности Евгений Луков. – Нам важно обобщить полученный опыт и кейсы российских и мировых университетов, а затем предложить принципиально новую стратегию образования будущего.


Переход на смешанное обучение предполагает сочетание форматов офлайн, когда студенты в аудитории взаимодействуют с преподавателем, и онлайн – с использованием различных цифровых инструментов (видеолекций, электронного университета Moodle, массовых открытых онлайн-курсов). Один из важных вопросов – в какой пропорции комбинировать онлайн и офлайн на каждой образовательной программе, поскольку прямое общение преподавателя со студентом, а также между учащимися имеет особую ценность, например, позволяет сформировать социальные и проектные навыки.

Модель смешанного обучения не состоит в дистанционном формате. Это баланс очного обучения и того полезного, что может дать обучение в электронной среде. Этот баланс выстраивается каждым преподавателем, он проектируется, сколько электронной среды нужно встроить в очный учебный процесс, – подчеркнула директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская. – Самое главное – чтобы получилась не замена на дистант, а синергия. В нашем случае электронная среда – это среда, которая позволяет управлять самостоятельной работой студентов – Moodle, Google-класс. Студент работает равномерно, и социальное взаимодействие дополняется взаимодействием в электронной среде.

В разработке новой образовательной стратегии участвуют представители администрации университета, руководители факультетов и институтов, а также преподаватели ТГУ. Кроме того, в августе пройдет школа-интенсив по педагогическому дизайну в рамках смешанного обучения.

Добавим, что в университете в рамках дистанта были реализованы успешные проекты, которые будут использованы и при офлайн-обучении. Например, на госэкзаменах ряд факультетов предложил студентам решение кейсов. Это позволило продемонстрировать навыки, которые пригодятся учащимся в профессиональной жизни, а также выявить аспекты, на которые следует обратить внимание при организации образовательного процесса.