Слово ректору:

6 Мая 2015

Поводом к написанию этого текста стал недавний «юбилей» этой страницы. За прошедший год с небольшим среднее количество её уникальных просмотров в месяц увеличилось с 500 до 5100 при средней продолжительности пребывания на ней около 2,5 минут. Это означает, что страницу читают. В контексте того, что в ТГУ сейчас идет процесс формирования инновационно-активной среды и новой управленческой системы с вовлечением в неё максимального количества университетских людей, считаю этот факт очень важным и показательным. В связи с этим хочется еще раз обратить внимание на то, что успешность решения управленческих задач во многом зависит от качества функционирования в организации системы внутренних и внешних коммуникаций. Эти коммуникации должны быть обеспечены обратной связью и бесперебойно нести информацию и по вертикали, и по горизонтали, и по диагонали. 

Если этим вопросом специально не заниматься, то университет может превратиться в организм с большим «телом» (основным кадровым составом), большой головой (управленческим ядром) и тонкой «шеей» (внутренними коммуникациями). Чем больше людей вовлекается в управление, тем больше становится «голова». Если «шея» при этом не укрепляется, то возникает риск отделения «головы» от остального «тела». Поэтому очевидно, что именно внутренние коммуникации – это тот фокус, на котором руководству нужно постоянно сосредотачивать своё внимание. С целью укрепления внутренних коммуникаций у нас и был создан Административный совет ТГУ, в котором постоянно участвуют около ста руководителей различных подразделений. Это сложный формат, но пока он необходим, так как здесь складывается общая система координат для всего университета. И дальше эти сто человек должны нести информацию в свои подразделения. 

Но со временем стало понятно, что и этот инструмент имеет свои ограничения, поскольку каждый участник Административного совета преломляет получаемую информацию через призму своего восприятия. В результате этого в какой-то своей части она не доходит до всех сотрудников университета или доходит в искаженном виде. И поэтому я принял решение обращаться к ним напрямую, чтобы каждый из них понимал логику и общий контекст принятия решений. Это особенно важно для университетских людей, которые всегда стараются понять смысл поставленных перед ними целей, прежде чем сконцентрироваться на их достижении.

Именно поэтому уже больше года и функционирует эта «страница» на сайте ТГУ как  прямое еженедельное обращение ректора к коллективу университета. Я не писатель и не журналист. У меня нет времени на «публицистику». Мой рабочий день длится не менее 12-14 часов, часто включая и выходные дни. Но и при такой загруженности всё же считаю необходимым вести свою «страницу» в жанре управленческой рефлексии, чтобы не только делиться с коллективом наиболее актуальной информацией, но и излагать свои взгляды, как руководителя, на те или иные проблемы, уже решаемые или ждущие своего решения. И это не «высеченные в граните» мысли, а тезисы, которые я всегда готов обсуждать. Ведь только в коллективном дискурсе и может родиться правильное решение. 

Университет – это множество управленческих подразделений. И хотелось бы, чтобы руководители всех уровней и все остальные сотрудники понимали мою позицию по отношению к наиболее важным для всех нас вещам. К таким, например, как уважение, являющееся основанием университетской корпоративной культуры. Это базовая ценность, которую должны разделять все члены корпорации. Иначе организацию может «разорвать».  Другими словами, была задача привлечь внимание к уважению не только как этическому феномену, но, прежде всего, как основанию управленческой деятельности. Однако целостность университета сохраняют не только единые для всех его сотрудников ценности, но и внутренние коммуникации. Они связывают организацию как кровеносная система. Если они не отлажены достаточно хорошо, организацию будет лихорадить, и ей будет уже не до высоких целей. Именно поэтому в программе повышения конкурентоспособности ТГУ в рамках проекта «5-100» коммуникациям (внутренним и внешним) уделяется особое внимание. К уже имевшимся каналам коммуникации (Ученому совету ТГУ, газете «Alma Mater», сайту) добавились новые -  Административный совет и «страница ректора». Начал реализовываться специальный проект «Электронные внутренние коммуникации ТГУ». Надо отметить, что и «старые» каналы (газета и сайт) совершенно преобразились, и работают как новые. 

Конечно, пока нельзя сказать, что вся система внутренних и внешних коммуникаций ТГУ работает как швейцарские часы. Иногда происходят накладки, и одна и та же информация рассылается повторно. Хотя в некоторых случаях это и оправдано её особой актуальностью. Да, система еще только отлаживается. И я прошу всех сотрудников университета набраться терпения и с пониманием отнестись к этому. Неполучение вовремя той или иной информации может помешать им выполнить в срок свои профессиональные обязанности и лишить их каких-то новых возможностей, ежедневно появляющихся в ТГУ. 

Когда мы говорим о ВНУТРЕННИХ коммуникациях, - это тоже достаточно условно в том случае, если организация выбирает политику открытости для внешней среды. А мы выбрали именно такую политику. Конечно, можно осуществлять внутренние коммуникации и на закрытом портале. Но я считаю, что не только наши сотрудники, но и наш учредитель, стейкхолдеры, партнеры, а также потенциальные студенты и слушатели должны знать, ЧТО мы думаем и делаем. Только в условиях настоящей открытости классический университет и может выполнять свою миссию просвещения и повышения культуры широкого круга людей. 

Однако нужно понимать, что у политики открытости есть свои издержки. Они связаны с тем, что содержание наших внутренних (хотя и открытых!) разговоров становится предметом обсуждения не только наших сотрудников, партнеров и тех, кто к нам лоялен. Всегда найдутся люди, которые захотят переформатировать наши тексты под решение своих собственных задач. Осознавая все эти риски, тем не менее, хочу сказать: политика информационной открытости ТГУ будет продолжаться и далее!