Как big data может помочь развитию образования в эпоху COVID-19

24 Августа 2020

Команда Университетского консорциума больших данных представила результаты проекта «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества» на форуме «Открытые данные-2020». Форум проходит 20 и 21 августа в Севастопольском госуниверситете.

Рабочая группа проекта, в которую входят вузы – участники консорциума –проанализировала сообщения студентов 309 российских университетов из 80 регионов, которые молодежь оставляла в неофициальных университетских сообществах (например, «Подслушано в…») во «ВКонтакте» и Facebook. Задачей было определить эмоциональную тональность сообщений и найти различия между ситуациями в разных регионах. Всего было проанализировано более 2 млн сообщений.

Исследование проводились в период, когда все вузы страны находились на дистанционном обучении из-за пандемии новой коронавирусной инфекции. 

Данные показали, что студенты, в принципе, довольно лояльно отнеслись к переходу на дистанционный формат, а большинство проблем носили организационный характер, – комментирует Вячеслав Гойко, директор Центра прикладного анализа больших данных ТГУ. – Но основная сложность том, что дистанционное обучение нарушило личные связи между людьми. Студентам в период пандемии не хватало общения.


 – Этот год сам предложил нам повестку, связанную с коронавирусом. Нам пришлось работать, во-первых, быстро, во-вторых, дистанционно. Возникла идеальная площадка для решения методических проблем. Новые исследовательские технологии позволяют комбинировать достижения точных наук  и гуманитарную социальную составляющую. Будущее социологических исследований мы видим в синтезе этих направлений. Формируется научная школа», - сказал на открытии форума ректор СевГУ Владимир Нечаев

Проект «Образование в условиях коронавируса: большие данные как инструмент измерения реакции общества» был инициирован Томским государственным университетом при поддержке Минобрнауки РФ. Над проектом работали специалисты из ТГУ (Томск), МГУ, ВШЭ, САФУ, СВФУ, ВятГУ, ТГУ (Тольятти), СевГУ, ЧГУ, АлтГУ и других российских вузов.

Результаты проекта стали точкой отсчета для проведения круглого стола, посвященного проблемам и перспективам образования в условиях коронавируса. Участие в обсуждении приняли проректор Томского государственного университета Евгений Луков, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев, ректор Северо-Восточного федерального университета Анатолий Николаев, ректор Вятского государственного университета Валентин Пугач, ректор Чеченского государственного университета Заурбек Саидов, ректор Алтайского государственного университета Сергей Бочаров, ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал, советник президента Российского Союза ректоров Райфа Биткова.

Кластер индустриальных партнеров представляли президент АО «Крибрум» Игорь Ашманов, генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» Константин Абрамов, руководитель проектов компании «Форексис» Шамиль Мусин, директор по развитию компании Megaputer Intelligence Евгений Соломатин. Модератором выступил Михаил Мягков, председатель совета Консорциума, научный руководитель Центра прикладного анализа больших данных ТГУ.

Фото предоставлены пресс-службой СевГУ