Межкультурная защита

8 Мая 2015

В конце апреля в Томском государственном университете состоялась защита кандидатской диссертации аспирантки факультета иностранных языков Екатерины Кузнецовой. Диссертация была подготовлена под руководством сразу двух наставников - из ТГУ и Университета Люмьер Лион 2 (Франция).

«Влияние педагогических концепций С. Френе и В.А. Сухомлинского на развитие компетентностно ориентированного образования в России» - так называется тема, которой посвятила свои исследования Екатерина.

- Мой научный руководитель из Франции профессор Жан-Клод Ренье уже давно интересовался работами известного советского педагога Василия Сухомлинского, - рассказывает девушка. – И поскольку он сам является последователем другого известного педагога – француза Селестена Френе, – то у него возникла идея сопоставить эти две педагогические концепции. Мне эта тема тоже была интересна, поэтому я стала заниматься ею под руководством профессора Ренье. А с нашей стороны моим научным руководителем стала заведующая кафедрой романских языков ФИЯ Любовь Викторовна Михалёва.

Работа Екатерины Кузнецовой посвящена сравнению педагогических концепций Селестена Френе иВасилия Сухомлинского и применению их опыта в современном образовании.

- Сегодня образование ориентировано на формирование компетенций человека, причем эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для многих европейских стран, поясняет Екатерина. – Я попыталась рассмотреть опыт прошлого и найти в нем какие-то методы, пути решения задач, схожих с теми, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

В диссертации рассматривается возможность применения педагогических концепций Френе иСухомлинского к изучению иностранных языков. Оба педагога уделяли большое внимание изучению родного языка как основе личности. А иностранный язык – это уже формирование вторичной личности, расширение ее границ.

Материал для диссертации Екатерина Кузнецова собирала как в России, так и во Франции. Работы известного французского педагога она читала в подлиннике, тем более что на русский язык они мало переводились. Кроме того, аспирантка изучала и работы его последователей.

- Мне было очень интересно заниматься этим исследованием, познакомиться с опытом двух педагогов. Казалось бы, разные страны, разные условия жизни – но столько схожего в их концепциях, в методах решения проблем, - говорит Екатерина.

Исследование, проведенное Екатериной Кузнецовой, вызвало большой интерес у членов диссертационного совета. Один из оппонентов соискателя профессорОлеся Цигулева (Новосибирск) отметила, что «автор, решая задачи исследования, выявил ряд значимых противоречий, необходимость разрешения которых определяет перспективу развития современного образования в условиях его реформирования». А профессор Жан-Клод Ренье, научный руководитель Екатерины с французской стороны, выступая с отзывом, подчеркнул межкультурный характер как самой защиты, так и подобных исследований.

По результатам защиты Екатерине Кузнецовой были присвоены две степени – кандидата педагогических наук и доктора педагогических наук (с отличием) Университета Люмьер Лион 2.

Добавим, что в настоящее время под руководством Любови Михалёвой работают еще два франко-российских аспиранта, так что, как отметил профессор Жан-Клод Ренье, впереди еще много совместной работы.