Вышла 1-я англоязычная монография о стратегических коммуникациях в РФ

27 Октября 2020

Британское научное издательство Routledge, принадлежащее международной издательской компании Taylor & Francis Group, опубликовало англоязычную монографию «Strategic Communications in Russia: Public Relations and Advertising» («Стратегические коммуникации в России: паблик рилейшнз и реклама»). Она подготовлена ведущими российскими специалистами в области теории и практики PR и рекламы.

Одним из её авторов стала заведующая кафедрой социальных коммуникаций и лабораторией гуманитарных новомедийных технологий ФП ТГУ, профессор, доктор философских наук Ирина Кужелева-Саган, написавшая главу «Modern scientific knowledge of public relations and its objective-subjective field» («Современное научное знание о паблик рилейшнз и его объектно-предметное поле»).

Редакторы книги – профессор Университета Северной Каролины, один из самых известных экспертов и авторов США в сфере PR Дин Крукеберг и профессор Университета Оклахомы Катерина Цецура (США) – решили проследить эволюцию и особенности профессиональных коммуникаций в России, в частности, связей с общественностью, рекламы и интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК), – рассказала Ирина Кужелева-Саган. Это не только анализ состоявшихся исследований, но и возможных направлений дальнейшего развития российской коммуникативной науки. Кроме того, это первый подобный опыт, важнейшим условием которого стал непредвзятый подход зарубежных редакторов к результатам и методам исследований наших отечественных теоретиков и практиков в области социальных коммуникаций.


До недавнего времени априори считалось, что повсюду в мире копируются именно американская коммуникативная наука и американское коммуникативное образование, не говоря уже об американской практике в сфере PR и рекламы, которая признана «золотым стандартом» для всех профессионалов-коммуникаторов. Отчасти это справедливо, поскольку именно США являются исторической родиной такой стратегической коммуникации, как PR. Само понятие «стратегическая» указывает на то, что такая коммуникация спланирована заранее с определенной целью, в отличие от коммуникации естественной, т.е. непреднамеренной.

В России рынок PR-услуг, как и сфера PR-образования, начали формироваться только в 1990-х годах. Это объясняет, почему достаточно долго в нашей стране не было по-настоящему авторских монографий и учебников по связям с общественностью и рекламе. Их заменяли переводные издания и псевдоавторские публикации, представляющие собой свободные интерпретации зарубежных книг и статей по соответствующей тематике. Нужно было время для формирования собственного опыта и проведения серьёзных исследований.

Одним из важных результатов таких исследований стало, например, понимание причины, почему абсолютное копирование американских моделей PR-коммуникации неэффективно в российских условиях, – поясняет Ирина Кужелева-Саган. – Она в принципиальных различиях американского и российского менталитетов как совокупностей устойчивых стереотипов сознания и поведения, передающихся из поколения в поколение.

По словам Ирины Петровны, в основе американского менталитета – протестантско-прогрессивистская модель общества как союза множества равноправных и рациональных субъектов, связанных исключительно договорными отношениями. Фундамент же российского менталитета составляет патернализм – как система отношений, основанная на покровительстве, опеке и контроле старшими младших. «Старшим» может быть и священник, и отец, и государство. Соответственно, «младшие» – это паства, дети, граждане.

Исходя из выводов российских исследователей, американские редакторы монографии признают, что наряду с универсальными (глобальными) моделями стратегических коммуникаций, применяемых во всем мире, включая Россию, имеют право на существование и другие модели, имеющие успех в определенных социокультурных ареалах. Признаётся и то, что современные исследования российских авторов вносят свой важный вклад в общую – международную – теорию коммуникации и формирование её новых научных парадигм.

Издательство Routledge рекомендует монографию «Strategic Communications in Russia: Public Relations and Advertising» мировой аудитории ученых, преподавателей, студентов и практиков в области стратегических коммуникаций.