Российские и европейские вузы сравнили условия работы при пандемии

4 Декабря 2020

В первый день V Форума университетских городов в ТГУ состоялся круглый стол «Общее и особенное в условиях пандемии: международный университетский опыт». Его участники рассказали, с какими новыми вызовами столкнулись вузы Европы и России, как решаются проблемы онлайн-обучения и как оно отразилось на готовности студентов получать образование.

К участию в круглом столе были приглашены проректор ТГУ по международным связям Артем Рыкун, советник посольства Франции в России Фабрис Руссо, постоянный заместитель генерального консула ФРГ в Новосибирске Катрин Эбелинг, президент Университета Арктики Ларс Кулеруд, руководитель российского Бюро Кампюс Франс (Москва) Лена Сабадель, менеджер компании QS по Восточной Европе Сергей Христолюбов, профессор Университета Бат Спа (Великобритания) Ирина Поморина и директор французского центра НГУ (Новосибирск) Мишель Дебренн – она стала модератором дискуссии.


Рассказывая о ситуации, связанной с переходом на удаленную работу и учебу, Мишель Дебренн отметила, что во всех странах мира к такой нагрузке оказались не готовы серверы и вузам пришлось их дооборудовать. Кроме того, страны столкнулись с цифровым неравенством. Так, опросы показали, что у значительного числа французов нет ни одного гаджета, который позволял бы выйти в интернет. Есть и те, у кого в принципе отсутствует доступ к Сети или он недостаточно качественный. Немало набралось и тех, кто просто не умеет в нужной степени пользоваться возможностями компьютерной и телефонной техники. Об этих трех проблемах заявили в общей сложности почти 50% студентов и преподавателей французских вузов.

Для студентов это очень большая проблема, Правительство Франции это осознало и учредило несколько способов финансовой помощи – чтобы помогать студентам приобрести хоть какую-то технику. К примеру, каждый студент может получить на эти цели по 100 евро. Но надо подчеркнуть, что это проблема не только Франции, она общечеловеческая, – прокомментировала Мишель Дебренн.

При организации дистанционного обучения с подобной проблемой столкнулись и в ТГУ – весной, при переходе на дистант, выяснилось, что почти у 80% студентов нет стационарного компьютера, ноутбука или планшета, в интернет они выходят, как правило, со смартфона. В помощь таким студентам в Научной библиотеке для занятий оборудованы 300 мест, оснащенные компьютерной техникой с доступом к wi-fi. При этом рабочие места расположены с учетом социальной дистанции.

Для тех, у кого возникают проблемы технического характера, например, не получается самостоятельно разобраться в онлайн-платформах, создана студенческая команда цифровых ассистентов. Сейчас таких помощников 27, есть среди них и иностранцы – чтобы упростить взаимодействие между цифровыми ассистентами и теми, кто обращается за помощью. За свою работу цифровые ассистенты получают оплату, и это еще один из способов поддержки студентов в непростое время пандемии.

Общей проблемой для учреждений образования при онлайн-обучении стали и лабораторные работы. В Новосибирске на технических факультетах недавно начали выходить из положения при помощи виртуальных симуляторов.

Отдельно участники круглого стола остановились на теме студенческой успеваемости и мотивированности в условиях дистанта.

Все университеты и школы сейчас боятся, что студенты «сорвутся с крючка», бросят занятия и не будут возвращаться к учебе даже после пандемии ковида, – заметила Мишель Дебренн.

Впрочем, по словам менеджера компании QS по Восточной Европе Сергея Христолюбова, пока что результаты опросов показывают иной настрой студентов – большинство из них настроены на учебу, и не только в родных странах, но и за рубежом. А онлайн-обучение не только не смущает, но даже понравилось 40% опрошенных студентов.

В ТГУ по примеру ведущих зарубежных вузов было все же принято решение для студентов первых и выпускных курсов начать учебный год в офлайн-режиме, напомнил проректор ТГУ по международным связям Артем Рыкун. При этом для университетских корпусов были разработаны особые меры безопасности.


Как сделали в Принстоне – там ввели движение в одну сторону по этажам. А мы у себя разделили коридоры по примеру проезжей части – то есть, вдоль коридоров есть центральная разделительная линия. Если по ней ориентироваться, расстояние от одного человека до другого составляет более полутора метров. На всех входах стоят люди с термометрами, которые измеряют температуру каждому входящему. На всех этажах есть антисептики для обработки рук. Раздавали маски студентам. То есть, делали всё для обеспечения безопасности студентов, – рассказал Артем Рыкун.

Что касается тех студентов ТГУ, которые не смогли в силу определенных обстоятельств приступить к учебе в очном режиме, для их адаптации создали специальный онлайн-курс.

Было понятно, что ситуация может развиваться по-разному, поэтому у курса есть русскоязычная и англоязычная версии. Состоит он из четырех частей. Первая – презентация учебных программ от их руководителей. Вторая часть – карта ресурсов ТГУ: как работает электронная библиотека, что есть в кампусе, кроме нее, и, конечно, как работать с образовательной системой Moodle. Третья часть курса – видеоматериалы о Томске и нашем университете, ведь очень важен для студентов культурный аспект пребывания в городе и кампусной среде. И, наконец, четвертая часть, – правила безопасности проживания в кампусе, – привел подробности Артем Рыкун.

Студентам ТГУ оказывается и психологическая поддержка – переход на дистант без физического общения не всем легко дается. Иностранные студенты тоже могут рассчитывать на такую помощь. Кроме того, психологическая служба ТГУ консультирует по соответствующим вопросам коллег из других вузов.

С программой Форума университетских городов можно ознакомиться по ссылке.

Работа всех площадок идет в Zoom и транслируется на YouTube.

Пятый, юбилейный Форум университетских городов «Город-университет: цифровые vs реальные сообщества и пространства» проходит со 2 по 4 декабря. Мероприятие посвящено переосмыслению задач, которые цифровая трансформация ставит перед современным образованием и наукой.
Организаторами форума выступают ТГУ и Транссибирский научный путь – исследовательский центр, специализирующийся на изучении Сибири.
Партнёры форума: министерство образования и науки РФ, министерство экономического развития РФ, аппарат полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе, посольство Франции в России, генеральное консульство Федеративной Республики Германия в Новосибирске, администрация Томской области, мэрия Томска, Французский государственный центр информации по вопросам получения высшего образования во Франции Campus France, Французский культурно-информационный центр «Альянс Франсез-Новосибирск», Баварский академический центр по Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе BAYHOST, Германская служба академических обменов DAAD.