Тренды экономического образования в новых условиях обсудили в ИЭМ

8 Декабря 2020

На V Международном форуме университетских городов «Город–университет: цифровые vs реальные сообщества и пространства» состоялась дискуссионная площадка «Технологии цифрового образования на примере преподавания экономических дисциплин». Мероприятие организовал Институт экономики и менеджмента ТГУ.

Это уже вторая дискуссионная площадка в текущем учебном году, посвященная теме преподавания экономических дисциплин в современных условиях.

Какое сейчас нужно знание – быстрое или медленное?

Директор ИЭМ Евгения Нехода в программном докладе обозначила глубокую проблему, стоящую не только перед экономическим образованием, но и перед всем вузовским сообществом: медленное философское знание vs быстрое прикладное знание.

Она отметила, что авторитетные научные исследования показывают: быстрые знания и быстрые темпы научно-технического прогресса подрывают основы науки, религии, культуры, которые всегда призывали к осмыслению реальности, а значит – не столь быстрому темпу, как диктует прогресс. А социально-экономическое развитие нацелено на извлечение и применение быстрых знаний, поскольку именно они выступают двигателями научно-технического прогресса.

Повсеместно мы видим призыв жить «здесь и сейчас» – действовать, делать, внедрять… Но уже сегодня мы наблюдаем в том числе и катастрофические последствия научно-технического прогресса, – сказала Евгения Нехода – Обострение социально-экономического неравенства, ухудшение экологии, изменение климата, все более актуальным становится цифровое неравенство… Быстрые знания и ускорение темпов научно-технического прогресса без соответствующего анализы природы социальных и экономических последствий уже повлияли и будут влиять на ситуацию в мире.

Для высшего образования невероятно актуальным становится вопрос баланса медленных и быстрых знаний. Должен ли вуз давать базовые фундаментальные знания, формируя личность студента, обучая его учиться, систематизировать знания? Или высшее образование должно быть ориентировано на быстрые прикладные знания, которые выпускники будут успешно применять на практике сразу после выпуска?

Евгения Нехода подчеркнула, что в России дискуссия идет в русле традиционного дискурса российской риторики «или – или»:

Мы редко пытаемся найти золотую середину. Мир разделился на тех, кто за быстрые темпы технологического прогресса и технологизацию образования, и тех, кто выступает за фундаментальность высшего образования.

Поскольку готовых ответов пока нет, она предложила для дискуссии три основных проблемных тезиса:

  1. Можно ли найти баланс между быстрыми и медленными знаниями? Зависят ли они от конкретных социально-экономических условий?

  2. Возможен ли баланс между цифровыми и реальными сообществами и пространствами? Где проходит граница между работой и личной жизнью, физическим пространством и цифровым пространством?

  3. Должен ли быть баланс между цифровым и традиционным обучением? Насколько мы пользуемся цифровым прогрессом? Мы стремительно перешли на новый формат, но используем лишь небольшой инструментарий. Да, мы перевели лекции в виртуальную аудиторию, но цифровое обучение – это, прежде всего, новый контент.

О гуманистическом подходе к цифровым технологиям

Зав. кафедрой экономики Кузбасского государственного технического университета Евгений Жернов (Кемерово) в своем докладе «Этические проблемы цифрового экономического образования» развил поднятые темы.

Очевидно, что цифровые технологии изменяют не только отношения в разных обществах и мире в целом (увеличение цифрового разрыва между странами – факт), но и понятие о том, что является этичным, а что – нет. Этика цифровых технологий должна стать предметом обсуждения. Форум университетских городов в ТГУ также внесет свой вклад в мировую дискуссию на эту тему, отметил спикер.

По его мнению, обсуждение этических проблем цифровых технологий – это способ минимизировать потенциальные риски и заранее продумать пути развития. Одна из задач вузовского сообщества – проведение социальной экспертизы проектов и таким образом развитие прикладной этики.

Евгений Жернов предложил опираться на «плечи» столпов гуманизма – Да Винчи, Галилея, Коперника, Бэкона, Петрарки, Микеланджело и многих других. Все они предлагали человечность в качестве мерила общественных отношений. В истории экономической теории также множество примеров гуманистической ориентации – Адам Смит, индийский экономист Амартия Сен. В современной экономической науке также множество адептов гуманистического подхода.

Духовные и нравственные законы должны лежать в основе любой экономической системы, – подчеркнул кемеровский эксперт.

Он предложил прикладной анализ современного состояния цифровой образовательной среды: основные цифровые образовательные каналы, главные изменения в образовательном процессе с точки зрения этики, а также сравнительный анализ цифровизации образования (за и против).







Докладчик также выделил пять основных этических проблем, связанных с цифровизацией образования.

  • Цифровое образование – форма стратификации, которая проявляется в неравном доступе к образованию.

  • Повсеместное введение образовательного бизнеса. Студенческие проекты становятся ориентированными на решение конкретных прикладных задач того или иного бизнеса. То, что не приносит дохода, становится ненужным, а образование лишается главной функции – формирования мировоззрения.

  • Онлайн-образование – один из ключевых элементов перестройки сознания. Угроза потери образовательного суверенитета и борьба за человеческий потенциал на глобальном уровне.

  • Преподаватель университета превращается в цифровую профессию. Может ли искусственный интеллект заменить преподавателя?

  • Сбор и обработка данных учащихся. Во благо будут использоваться данные или во зло?

С одной стороны, большинство поставленных проблем пока не имеет однозначного решения. И новые технологии должны внедряться с большой осторожностью, с учетом их потенциальной пользы или вреда, – резюмировал Евгений Жернов. – Современное экономическое образование не должно обслуживать узкие экономические интересы, в том числе транснациональных компаний, которые начинают встраиваться в вузовское образование. Используя цифровые технологии, мы должны отдавать предпочтение развитию личности и всего социокультурного пространства. Высшее образование, помимо профессиональной подготовки, должно давать студентам понятия об основных морально-нравственных ценностях.

О проблемах и барьерах, мешающих цифровизации образования

Заведующий кафедрой экономики Института экономики и менеджмента ТГУ, доктор экономических наук Дмитрий Хлопцов поделился наблюдениями на тему тенденций в цифровизации образования.

Оказалось, что в условиях пандемии экономика университетских городов пострадала больше, чем экономика обычных городов. У нас в супермаркетах на 17% снизилась выручка, поскольку иностранные и иногородние студенты не приезжают и ничего не покупают. Университетские корпуса стоят пустые, а ведь они должны отапливаться и охраняться. Нам повезло – арендодатель нашего корпуса снизил плату на 30%, но это также говорит о том, что доходы предпринимателей в университетском городе упали больше, чем в каком-либо другом, – отметил Дмитрий Хлопцов.

Эксперт добавил, что если раньше говорили: «У нас не хватает аудиторий», то сейчас их переизбыток, а в условиях цифрового образования они вообще не нужны – произошло изменение структур спроса. В Томске вырос спрос на жилую недвижимость, а на нежилую упал. В связи с этим структура вложений в университетском городе должна принципиально измениться.

Еще один аспект. Приведу пример: выпускник ТГУ Михаил Городилов несколько лет назад уехал в магистратуру в Лондон, он изучал экономическую журналистику, экономику. И он рассказал мне, что самое ценное в лондонском образовании – это даже не лекции преподавателей, а связи с другими студентами. Именно они создают экосреду предпринимательства, которая должна родиться после экономического образования. Сейчас студенты сидят дома, они не общаются между собой. Университет в классическом понимании давал среду общения, она закладывала дальнейшие условия развития предпринимательства, – подчеркнул Дмитрий Хлопцов.

Спикер выделил 5 барьеров, которые, по его мнению, мешают цифровизации высшего образования:

  • Недоверие к дистанту у студентов и преподавателей.

  • Слабые компетенции преподавателей и студентов и слабая IT–инфраструктура.

  • Дефицит времени для обучения ППС новым технологиям.

  • Недостаток общения со студентами. Некоторые преподаватели не видели своих студентов уже второй учебный год.

  • Организация практической работы и практики. Как это качественно сделать в онлайне?

Что такое цифровизация в образовании? Это не сама система обучения, это лишь инструмент, который может в этой системе использоваться, – уточнил Дмитрий Хлопцов.

Он также привел примеры возможностей цифрового образования: как активное изучение и включение IT-технологий привело к смещению соотношения образовательных форматов, появился широкий спектр возможностей.

Я недавно посетил конференцию в «Сбере» – «Обучение в новой нормальности». Вывод один: преподаватель не может и не должен осваивать все новинки разом, потому что на каждой платформе свои инструменты. Он должен хорошо разобраться в нескольких программах и качественно их использовать, – рассказал Хлопцов.

Кроме того, преподаватель сегодня не только передает знания, но и получает их, одновременно выросла и роль обучающегося: студент может мгновенно найти новую информацию и продемонстрировать ответ на вопрос, что–то подсказать.

Также у нас есть коллаборация Большого университета. Сегодня это взаимодействие между трудовыми коллективами и вузами усиливается. Мне кажется, что тренд на партнерские программы многих университетов будет развиваться и дальше, – резюмировал эксперт.

О время дальнейшей дискуссии зав.кафедрой организационного поведения и управления персоналом ИЭМ ТГУ Светлана Литвина поинтересовалась, должен ли быть изменен сам образовательный процесс, форматы, режимы?

Со временем это приведет к изменению формата, к его смешению. Это уже происходит. Мне самому понравилось, что я не привязан к аудитории, к флешке, на которую надо не забыть сохранить материалы. Лично мне многие лекции удобнее читать в онлайне. Студенты иногда просят поставить выступление на запись, поскольку не успевают послушать его очно. Как будет в дальнейшем? Мне представляется, что преподаватели будут уходить в онлайн добровольно. Что касается практики, тут все сложнее. Это может привести к изменению структуры занятий, – поделился мнением спикер.

Профессор кафедры экономики ИЭМ Марина Рыжкова, в свою очередь, рассказала об опыте использования в образовательном процессе электронной доски Linoit. На ней с помощью цветных стикеров с заметками студенты могут представлять итоги работы – так вся группа может видеть работы своих коллег.

Текст и фото: сайт ИЭМ