У ТГУ появился чат-бот – цифровой помощник для студентов и выпускников

9 Февраля 2021

В соцсети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram запущен новый чат-бот — U-me (от «university mentor»). Это новый удобный сервис Томского государственного университета, который помогает студентам, абитуриентам и выпускникам ТГУ быстро находить нужную информацию в многообразии информационных ресурсов университета. Чат-бот оптимизирует процесс поиска информации – ведь информационная среда вуза очень насыщенная – и подает ее в оптимальном виде либо при большом объеме требуемой информации направляет к ее источнику, дает нужную ссылку.

Чат-бот U-me придумали и создали в 2020 году в рамках программы «Цифровой университет» сотрудники НОЦ «Институт передовых технологий обучения».

В современном образовании тренд на создание чат-ботов для решения разного рода задач внутри образовательных организаций растет экспоненциально, своих цифровых помощников имеют ведущие университеты мира. Чат-боты в образовании могут выполнять разные функции: используются в приемных кампаниях, ориентируют абитуриентов, помогают разобраться в образовательных продуктах университета и даже могут помогать студентам знакомиться.

Чат-боты имеют свои преимущества: анонимность, скорость ответа, сохранение диалога с пользователями, снижение когнитивной нагрузки пользователя, микроформат информации, персонализация. Идея создания такого сервиса для студентов ТГУ возникла у директора Института передовых технологий обучения Елены Друговой во время конференции EDCRUNCH 2019, где чат-ботам были посвящены отдельная секция и мастер-класс, который вел Дональд Кларк, основатель PlanB Learning.

Затем эта идея вошла в заявку ТГУ на предоставление федеральных грантов по мероприятию «Создание и обеспечение функционирования сети центров на базе образовательных организаций высшего образования для разработки моделей «Цифровой университет». В конце 2019 года университет вошел в число победителей конкурса – и началась работа над созданием U-me.

Прежде всего необходимо было выяснить, что нужно самим студентам, – приводит подробности Елена Другова. – Во-первых, необходимо было выяснить, какими ресурсами и источниками информации студенты уже активно пользуются, и обязательно включить их в базу чат-бота. Во-вторых, нужно было узнать, какой информации не хватает, с чем возникают проблемы, на что больше всего тратится времени и усилий при работе в информационной среде вуза. Для этого мы провели несколько фокус-групп со студентами разных факультетов и специальностей. В работе нам помогли ребята из студенческой биржи труда, созданной для поддержки студентов в период пандемии.

Также была проведена кропотливая работа и досконально проанализированы более 30 основных сайтов ТГУ и сайты факультетов. Помимо этого изучались существующие мобильные приложения ТГУ и имеющиеся онлайн-сервисы.

Выяснилось, что зачастую нужная информация на сайтах есть, но пользователям сложно ее найти: они могут не знать вообще о существовании каких-то сайтов или сервисов или же какую-то информацию можно отыскать, только физически оказавшись в кампусе, т.к. в цифровом виде ее нет. Помимо контентной части (наполнения базы данных будущего чат-бота) шел анализ имеющихся прототипов, способов создания ботов – чтобы выбрать оптимальное для поставленной задачи техническое решение. В результате были разработаны проект чат-бота и основные требования к его функционалу, и к концу 2020 года сервис был создан, протестирован и готов к запуску на большую аудиторию.

Команда управления информационной политики ТГУ помогла нам с выбором идентичности бота, его именем и внешним обликом. Так появилась симпатичная и доброжелательная U-me («Юми») – девушка-робот, – рассказывает Елена Другова. U-me интегрирована с несколькими информационными системами ТГУ, в первую очередь – с личными кабинетами студентов. Это в перспективе поможет отслеживать «цифровой след» студентов и предлагать им рекомендации, исходя из поступивших запросов. У U-me также есть интеграция с сайтом persona.tsu.ru и с расписанием занятий: через чат-бот можно быстро получить ссылку на актуальную информацию.

Zum3_800.jpg
U-me – это кнопочный бот, он предлагает выбрать варианты действий. Нажатие кнопок инициирует реакцию бота: он реагирует на них, как на команды. Такой бот подходит для сбора данных, определения тематики обращений, ответов на типовые вопросы. В главном разделе восемь кнопок: «Поступление», «Учеба», «Наука», «Университетская жизнь», «Карьера», «Здоровье, питание, спорт», «Консультации» и «Сервисы». Каждая ведет по своему «дереву диалога», предлагая информацию и уточняя запрос. Таким образом, чат-бот работает по заранее заданному сценарию и предлагает готовые варианты ответа.

По своему основному функционалу сейчас это бот-информатор, однако его можно развивать и дополнять новыми функциями. Например, в каких-то разделах он может стать и транзакционным ботом – например, размещать заказы, бронировать, и лид-ботом – собирать данные о пользователях, предлагать тестирование продукта. Уже сейчас сервисы «ВКонтакте» дают статистику по пользователям ботов, их характеристикам. Это поможет нам развивать чат-бота как полезный для университета цифровой образовательный сервис, – говорит Елена Другова.

Группа «ВК»: https://vk.com/university_mentor
Телеграм: @U_me_TSU_bot