Эксперт ТГУ – об «охоте» на астероиды, потенциально опасные для Земли

13 Апреля 2021

12 апреля мир отмечает День космонавтики. Человечество уже 60 лет шаг за шагом осваивает космос, но он по-прежнему таит множество неожиданностей, одной из которых являются астероиды. Прогнозировать их появление в околоземном пространстве – крайне сложная задача. Её решением в Томском госуниверситете занимаются учёные отдела небесной механики и астрометрии НИИ ПММ. Ведущий сотрудник, заведующая лабораторией компьютерного моделирования и машинного анализа астрономических данных Татьяна Галушина рассказала о том, как предсказать падение астероида на Землю, какие факторы влияют на его движение и может ли человечество защитить себя от космического «гостя».

Встретятся или нет?

– Татьяна Юрьевна, какие астероиды считаются потенциально опасными для нашей планеты?

Говоря об астероидах, приближающихся к Земле, часто опускают слово потенциально, не придают ему значения. На самом деле это очень важно. При оценке потенциальной угрозы имеют значение два фактора: размер небесного тела и расстояние, причём, даже не между объектами (астероидом и Землей), а между орбитами. Если говорить о размере, то оценить его сложно, ведь когда мы наблюдаем за астероидом, мы видим просто точку. По сути, мы можем оценить астероиды только по блеску. К потенциально опасным причисляются те, у которых абсолютная звездная величина не слабее двадцать второй.

Попробую объяснить, что значит. Есть понятие альбедо – отражающая способность. Представьте кусок льда или угля. В зависимости от того, из чего состоит объект, он при одной и той же яркости может иметь разные размеры. Если взять среднее альбедо для астероидов, то 22-я звёздная величина – это примерно 140 метров. Если астероид больше по размерам, он считается потенциально опасным. И если расстояние между его орбитой и орбитой Земли меньше 7,5 миллионов километров, то астероид можно отнести к этой категории. При таком расстоянии небесное тело и Земля могут встретиться. Но этого может и не произойти. Когда мы рассказываем об астероидах школьникам, я привожу пример: у меня и у школьника есть свой путь, мы по ним ходим. Эти пути могут проходить рядом, но если мы ходим по ним в разное время, то можем никогда не встретиться.

Поскольку положение на орбите – самая плохо определяемая координата, в какой-то момент встреча с Землёй может произойти, поэтому данные астероиды относят к потенциально опасным. На них обращают особое внимание потому, что в будущем они могут представлять реальную угрозу.

– Какое количество астероидов на сегодняшний день причислено к потенциально опасным?

Их количество постоянно меняется, поскольку регулярно открываются новые. Одна из самых полных баз данных о них находится на сайте NASA. Количество открытых астероидов, сближающихся с Землей, уже превышает 25 тысяч, потенциально опасными признаны 2172. Из них 158 имеют диаметр более одного километра.

Количество «мишеней» растёт

Татьяна Юрьевна, возможна ли ситуация, при которой астероид приблизится на критическое расстояние к Земле, оставаясь при этом незамеченным?

Вопрос в том, что мы знаем вообще об астероидах. На текущий момент нам известны почти все астероиды размером больше одного километра. Сейчас их открывают достаточно редко.

Чем меньше объект, тем сложнее его отслеживать. Соответственно, если привести в пример астероид размером порядка 15 метров, то мы знаем небольшую часть таких объектов. Их в разы больше, чем нам известно. Чем меньше объект, тем больше вероятность, что он упадёт на Землю незамеченным. Большое значение имеет, когда и с какой стороны «пришёл» астероид. Например, челябинский метеорит упал утром, при этом он шёл со стороны Солнца, поэтому его никто не видел. Вероятность того, что астероид приблизится незамеченным и упадет, очень велика. Они падают постоянно. Вопрос в том, куда он упадёт и какого размера.

Вы имеете в виду – на населённый пункт или безжизненную территорию?

Конечно, ведь мы всё больше осваиваем территорию Земли. Большая часть её покрыта океанами, туда астероиды тоже падают. Если это объект небольшого размера, то никаких последствий для человека это не влечёт, но если астероид большой и упадёт близко к берегу, это может вызвать цунами. Если взять, к примеру, 1908 год, когда произошла Тунгусская катастрофа, то это случилось в малонаселенной местности. Случись такое где-нибудь в Европе, было бы много жертв.

В 1947 году в Уссурийской тайге упал Сихотэ-Алинский метеорит. Он раздробился в атмосфере и выпал железным дождём на площади 35 квадратных километров. Это произошло в малонаселенной местности, можно сказать, повезло. Части метеорита хранятся много где, даже у нас в планетарии. В этом веке Челябинский метеорит упал уже близко к городу. Так что чем больше мы осваиваем планету, тем больше вероятность того, что небесное тело упадёт на населённый пункт. Более того на текущий момент падений астероидов, которые удалось предсказать, – всего три. Поэтому чаще всего что-то падает неожиданно.

Какие именно падения учёным удалось предсказать?

– В октябре 2008 года астероид диаметром около трёх метров был открыт буквально за день до падения. По траектории он должен был упасть в суданской пустыне, что и произошло. Была организована экспедиция, удалось обнаружить кусочки метеорита.

Еще один из объектов был открыт 1 января 2014 года, а 2-го числа он столкнулся с нашей планетой. Предположительно астероид мог упасть в Африке, но повезло – он упал в океан.

Третий случай был в начале июня 2018 года. Небольшой астероид 2018 LA был открыт за несколько часов до того, как сгорел в атмосфере Земли и взорвался в небе над Африкой.

Полная версия интервью доступна на сайте газеты Alma Mater.