Студенты ТГУ и Нидерландов развили навыки межкультурной коммуникации

14 Апреля 2021

В Томском государственном университете появился кампусный курс Intecultural Sensitivity для общения студентов со своими сверстниками из другой страны – своего рода альтернатива в ситуации ограниченной мобильности. На этом курсе студенты объединяются в международные команды и совместно выполняют поставленные задачи, улучшая навыки работы в глобальной виртуальной среде и развивая межкультурные навыки общения. Апробация курса показала успешность этого нового опыта взаимодействия разных подразделений ТГУ и международных партнеров.

Во втором семестре 2020–2021 учебного года студенты прослушали англоязычный курс Intecultural Sensitivity, который был организован ТГУ совместно с Университетом прикладных наук Саксион (Нидерланды). Занятия вели преподаватели Университета Саксиона и три лектора ТГУ: Ольга Богданова – доцент кафедры общей и педагогической психологии, факультета психологии, директор Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии; Лидия Жулева – доцент кафедры романо-германской филологии, начальник отдела по социальной адаптации иностранных студентов Управления международных связей; Ольга Масленникова – директор Центра совместных образовательных программ.

Совместная разработка и реализация курса – результат развития сотрудничества ТГУ с Университетом прикладных наук Саксион, Школой прикладной психологии и управления человеческими ресурсами (Нидерланды). Курс разработан с целью развития межкультурной компетентности и создания условий для приобретения студентами положительного опыта работы в проектных группах с использованием различных онлайн-платформ.

L_Zhuleva_TSUvert.png

В феврале и марте 2021 года состоялись шесть лекций, две консультации, а также была организована самостоятельная работа студентов. Студенты знакомились с разными теориями межкультурной коммуникации, обсуждали существующие современные подходы к культурным различиям, ценностным ориентациям у представителей разных культур, знакомились со стратегиями повышения уровня культурной восприимчивости и особенностями работы в мультикультурных командах, – рассказала Лидия Жулева.

Курс был организован в формате COIL (Сollaborative Online International Learning). Такая форма организации совместной образовательной деятельности представляется альтернативой обменным программам в ситуации ограниченной мобильности, так как дает студентам возможность общаться со сверстниками из других стран и приобретать навыки межкультурного общения на практике. В частности, это:

  • умение общаться/вести себя в межкультурных группах;

  • умение оценивать коммуникативное поведение окружающих;

  • умение адаптировать собственное коммуникативное поведение для достижения поставленных целей;

  • умение видеть культурные различия, с целью успешной коммуникации друг с другом;

  • умение находить общие цели и задачи в работе с глобальными командами;

  • умение использовать / выбирать подходящие цифровые инструменты для обеспечения эффективного взаимодействия;

  • развитие навыков общения на английском языке в аутентичных ситуациях.

    Занятия проходили на платформах VooVMeeting или Zoom, для совместной работы во время лекций использовались интерактивные доски Padlet и Miro. Для выполнения занятий во внеурочное время студенты пользовались теми средствами и способами связи, которые им были удобны. В самом начале курса, внутри своих тандемов и трио, студенты обсудили условия взаимодействия и подписали «договоры» о деталях их работы: график встреч, модераторы встреч, способы решения проблем, если они возникнут, и прочее, – уточнила Лидия Жулева.

    Задания для самостоятельной работы на курсе ориентированы на рефлексию предшествующего опыта межкультурного взаимодействия. Они отражают культурное многообразие и инициируют диалог культур, предполагают критический анализ стратегий и поиск конструктивных способов взаимодействия.

    Программа курса рассчитана на смешанную аудиторию: студенты Томского госуниверситета и Университета прикладных наук Саксион были объединены в пары и тройки для совместного решения кейсов, запланированных как неотъемлемая часть курса, помимо участия в семинарах и лекциях. Всего в апробации курса приняли участие 105 человек из обоих университетов. По итогам студенты защищали презентации о том, как они будут применять полученные знания. После успешного освоения модуля студенты получат сертификаты ТГУ и Университета прикладных наук Саксион (Нидерланды).

    Важным результатом апробации курса является обратная связь от студентов, анализ которой позволит обновлять содержание курса и совершенствовать технологии его реализации. В настоящее время данная образовательная программа представлена в ТГУ как кампусный курс, и студенты смогут на него записаться в следующем семестре. Курс рассчитан на студентов бакалавриата и магистратуры, которые заинтересованы в развитии навыков межкультурного общения. Одним из требований является владение английским языком на уровне не ниже B2, – добавила Лидия Жулева.